Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические
Содержание
Введение......................................................................................................................... 3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в прошлом
и настоящем..................................................................................................7
1.1. Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой
деятельности......................................................................................................... 7
1.2. Этапы исторического развития культурно-досуговой
деятельности в разных регионах....................................................................... 13
1.3. История развития культурно-досуговой активности в России...................... 36
Контрольные вопросы и задания............................................................................. 47
Литература................................................................................................................. 47
Глава 2. Основы теории культурно-досуговой деятельности.........................49
2.1. Научный анализ культурно-досуговой деятельности XX века...................... 49
2.2. Содержание, цели, мотивы и функции
культурно-досуговой деятельности........................................................................ 55
2.3. Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности ... 66
2.4. Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности..................... 78
Контрольные вопросы и задания............................................................................. 85
Литература................................................................................................................. 85
Глава 3. Культурно-досуговая деятельность как часть общественной
и экономической практики современного мира.................................87
3.1. Общественный и культурный потенциал досуга........................................ 87
3.2. Роль культурной политики и правовых механизмов
в развитии досуговой деятельности.................................................................... 93
3.3. Организация досуга как часть экономического производства
и сегмент социокультурного сервиса................................................................ 105
3.4. Основные тенденции развития досуга в условиях
глобальных взаимодействий................................................................................ 119
Контрольные вопросы и задания......................................................................... 132
Литература............................................................................................................. 132
Глава 4. Развитие досуговой деятельности в современной России.............. 134
4.1. Интеграция культурно-досуговой сферы в новые
общественные отношения и рыночную экономику................................... 134
4.2. Особенности использования свободного времени
населением России................................................................................................ 147
4.3... Некоторые направления и способы организации
культурно-досуговой деятельности в переходный период....................... 159
4.3.1. Организация некоторых видов массового
самодеятельного досуга.......................................................................... 159
4.3.2. Развитие книжного дела....................................................................... 163
4.3.3. Организация культурно-художественных фестивалей
и конкурсов..................................................................................................... 166
4.3.4. Новые формы музейного обслуживания........................................... 170
4.3.5. Новые тенденции в деятельности учреждений
общественного питания и развлекательных центров............................ 174
4.3.6.Организация внутреннего туризма на рыночной основе.................... 178
Контрольные вопросы и задания.............................................................. 183 Литература 183
Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические
аспекты организации досуговой деятельности................................. 185
5.1. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности…….. 185
5.2. Финансовая база и доходообразующие каналы сферы культуры и досуга 202
5.3..... Технологии и качество обслуживания потребителей
культурно-досуговой сферы....................................................................... 213
Контрольные вопросы и задания....................................................................... 232
Литература........................................................................................................... 233
Глава 1
ной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре общения, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др. В близком к указанному смысле используется термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах деятельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высокой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «культурный человек», «культурные потребности общества», «культурное развитие молодежи» и др.
3. Немалое число терминов используется в связи с прикладными аспектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-экономической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строительства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).
Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия (см. п. 1), включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.
С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трактовка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в целом.
Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.
Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем
Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-до-суговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.
Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.