Меновая стоимость. Стоимость. Ценность товара
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.
Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью.
Меновая стоимость выражает равенство качественно несравнимых и количественно несоизмеримых потребительных стоимостей. Что же общего между товарами в этом равенстве, позволяющем их качественно сравнить и количественно соизмерить?
Основное содержание теории трудовой стоимости.
Единственным источником стоимости товара является труд. Поскольку цена есть денежная форма стоимости, то следовательно, основу цены составляет израсходованный на производство товара труд.
Поскольку товар имеет потребительную стоимость и стоимость, то и труд, его создающий, также носит двойственный характер.
Труд одновременно выступает в конкретной и абстрактной формах.
Конкретным трудом производится качественно определённая потребительская стоимость – хлеб, костюм, велосипед и т.д. конкретных видов труда насчитывают многие миллионы. Но вместе с тем они имеют нечто общее – затраты человеческой силы вообще: энергии, мускулов, нервов, ума. Это абстрактный труд, который позволяет соизмерять разные по своей потребительской полезности результаты конкретного труда.
Труд товаропроизводителя, рассматриваемый как расходование человеческой рабочей силы вообще, независимо от его конкретных результатов, называется абстрактным трудом.
Абстрактный труд создаёт стоимость товара. Стоимость проявляется в обмене товара в форме меновой стоимости. Меновая стоимость товаров, пропорции, в которых они обмениваются, их меновое отношение являются формой, в которой выражается стоимость товара.
Стоимость – экономическая категория, выражающая отношения между хозяйствующими объектами по поводу эквивалентности затраченного на производство товаров абстрактного труда.
Основное содержание теории предельной полезности.
Термин «маржинальный» - французского происхождения, трудно переводим на русский язык. Термин происходит от французского слова «маржа», означающего «поле рукописи, книги», «дополнительное свободное место», «обочина». Отсюда и понятие «маржинальная полезность» или «предельная полезность», означающая «полезность, которая ещё может быть получена».
Суть в том, что цена товара – результат не труда, а индивидуальных оценок потребителей и игры спроса. В связи с этим у теоретиков предельной полезности исчезает сам термин «товар», который заменяется термином «благо». Ценность имеют лишь те блага, количество которых недостаточно для удовлетворения потребности в них. Отсюда ещё одно название этой теории – «количественная».
Общим между ними является человеческий труд как затрата физической и умственной энергии работника. В нем выражается общественная природа любого конкретного труда, заключенного в товаре.
В течение XVIII и XIX вв. сформировались основные концепции по вопросу о стоимости товара.
А.Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д.Рикардо и Д.Р.Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж.Б.Сэй - полезностью вещи, Д.Лодердель - предложением и спросом. К.Маркс и Ф.Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности.
Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А.Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда, Д.Рикардо - рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С.Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П.Самуэльсона, Б.Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства.
Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий "стоимость" и "ценность". Стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.
Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.
Сущность ценности, ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть, в свою очередь, единство результата (полезности) и затрат.
Экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.
Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности. Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.
Механизм взаимоограничения двух названных процессов основан на функциональной связи между полезностью и затратами: один и тот же прирост производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.
Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще и экономической - в частности.
Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.
Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.
Экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
Цена товара, её функции
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
Между категориями "рынок" и "цена" существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование - это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства.
Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.
Величина цены товара определяется:
1. стоимостью самого товара;
2. стоимостью денежного материала (золота);
3. соотношением спроса и предложения.
Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества.
Различают действующую и реальную цены товара.
Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену.
Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого как индекс на потребительские товары (ИПЦ).
ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен, такому как ИПЦ.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Равновесная цена по А. Маршаллу – это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.
Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.
Цена выполняет ряд функций:
1. учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;
2. информационная– дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия;
3. стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;
4. распределительная– производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;
5. социальная– цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества;
6. внешнеэкономические функции – цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.
В зависимости от ряда экономических признаков в переходных период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
Существует количественная и качественная трактовка категории цены.
Согласно количественному подходу цена определяется как соотношение определенной денежной массы к затратам труда на изготовление товара. С точки зрения качественного подхода – цена рассматривается, как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара.
В основе качественного определения цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей предельной полезности товара.
Закон стоимости.
Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты человеческого труда начали принимать форму товаров. Так, Ф. Энгельс отмечал, что начало обмена товаров уходит вглубь веков. В Египте это было по меньшей мере за три, а, возможно, и за пять тысяч лет до нашего летоисчисления, в Вавилонии – за четыре-шесть тысяч лет.
Появившись вместе с возникновением товарного производства и существуя на протяжении тысячелетий, закон стоимости получает наиболее широкую сферу действия лишь в условиях капитализма, когда товарное производство принимает всеобщий характер. Возникая на базе товарного производства, он действует в любом обществе, где имеют место товарные отношения.
Суть закона стоимости заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.
Закону стоимости свойственны следующие черты:
1. в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;
2. величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;
3. обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;
4. с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;
5. через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.