Оформление земельных правоотношений

В соответствии с Земельным кодексом РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат госу­дарственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом права на зе­мельные участки удостоверяются документами в соответствии с вышеуказанным Законом.

В отношении земельных участков могут быть оформлены сле­дующие права:

- собственности;

- постоянного (бессрочного) пользования;

- пожизненного наследуемого владения;

- ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

- аренды;

- безвозмездного срочного пользования.

Земельные участки могут находиться в государственной, муни­ципальной и частной собственности. При этом государственная соб­ственность подразделяется на федеральную собственность и соб­ственность субъектов Российской Федерации.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной соб­ственностью) являются земельные участки, приобретенные граж­данами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

К государственной собственности относятся земельные уча­стки, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований.

Особое внимание следует обратить на то, что в настоящее вре­мя более 90% земель Российской Федерации находится в госу­дарственной неразграниченной собственности и в ближайшие годы по ним будет проводиться процедура разграничения государствен­ной собственности на землю в соответствии с Федеральным зако­ном от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В процессе такого разграничения земельные участки из государ­ственной неразграниченной собственности будут переходить в фе­деральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Данный момент имеет очень важное значение в связи с тем, что при изменении фор­мы собственности полномочия по управлению и распоряжению зе­мельными участками переходят от одних уполномоченных государ­ственных и муниципальных органов к другим.

После принятия нового Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, феде­ральным казенным предприятиям, а также органам государствен­ной власти и органам местного самоуправления. Все иные юриди­ческие лица, за которыми на данном праве закреплены земельные участки, в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 ян­варя 2006 г. обязаны были переоформить право постоянного (бессроч­ного) пользования на право аренды или право собственности.

Основными источниками аналитической информации по фор­ме собственности на земельный участок могут быть свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок, выданные учреждениями юстиции по регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним.

При этом должна определяться не толь­ко фактическая форма собственности на земельный участок (госу­дарственная неразграниченная, федеральная, субъектов Россий­ской Федерации, муниципальная или частная), но и прогнозируемая собственность (для случаев, если по данному земельному участку еще не проведено разграничение государственной собственности на землю).

Кроме того, необходимо установить уполномоченные органы государственной и муниципальной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации вхо­дит управление и распоряжение данным земельным участком как до разграничения государственной собственности на землю, так и после него.

Наши рекомендации