Системы непрерывного экономического образования зарубежных стран
В настоящее время в большинстве зарубежных стран успешно развивается система непрерывного экономического образования, опыт применения которой вполне может быть использован нашей страной.
США. Американские специалисты считают, что по мере того, как США будут продвигаться от общества, базирующегося на природных ресурсах, к обществу, развивающемуся на основе людских ресурсов, значение обучения и образования для всех организаций будет стремительно возрастать. Только в промышленности США на обучение персонала ежегодно расходуется до 30 млрд долл. Ежегодный прирост обучающихся в системе непрерывного образования составляет 1 млн человек. В результате достигнут самый высокий уровень продолжительности образования работающего населения за всю историю США. Он составляет в среднем 12,7 лет (в начале 80-х гг. XX в. — 10,9 лет). По данным Национального консультативного совета США по непрерывному образованию, из 23 млн американцев, обучающихся по этой системе, 40% имеют образование на уровне не менее одного года колледжа. Почти 1/3 взрослого населения США, имеющего образование в объеме 5 лет колледжа, занимается в системе непрерывного образования.
Форум «Бизнес — высшее образование», объединяющий руководителей 30 корпораций и 30 университетов США, в докладе американскому президенту констатировал, что конкурентоспособность американской экономики на мировых рынках зависит от трех факторов: капиталовложений, совершенствования технологии, повышения квалификации и мастерства рабочей силы. Подчеркивалась необходимость глубокого изучения проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и использованием людских ресурсов.
Составными звеньями непрерывного образования США и стран Европы являются: традиционные учебные заведения, учебные центры при промышленных фирмах, профессиональные общества и ассоциации, средства массовой информации.
Высшие учебные заведения организуют и осуществляют последипломное обучение по программам, обеспечивающим получение более высоких степеней; организуют различные курсы, не преследующие цели получения более высоких академических степеней, оказывают помощь учебным центрам промышленных фирм в организации и проведении подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов; организуют заочное обучение с использованием СМИ.
Высшие учебные заведения первостепенное значение придают программам непрерывного образования в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в которых знания обновляются наиболее интенсивно.
В ряде индустриально развитых стран важное место занимают программы последипломного обучения, обеспечивающие получение званий магистра и доктора философии в определенной отрасли знаний. За последние два десятилетия в США их выпуск значительно возрос. В 1995 г. он составлял 140,5 тыс. человек и 18,2 тыс. человек, а в 1999 г. — 405 тыс. человек и 42 тыс. человек соответственно.
Наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах США, Франции, ФРГ и других стран все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Университеты США, например, ежегодно предлагают около 15 тыс. подобных курсов, на которых проходят обучение около 400 тыс. человек.
В Германии повышение квалификации в рамках непрерывного образования осуществляется с начала 70-х гг. прошлого столетия, когда оно было впервые включено в единую систему образования. Позже закон о высшей школе закрепил за университетами новую функцию — повышение квалификации специалистов.
В Великобританиинепрерывное образование организуется университетами, как правило, по их инициативе. Правительство не оказывает действенной финансовой помощи, в стране нет законов, обязывающих промышленные предприятия выделять средства на непрерывное обучение, в силу чего оно не так распространено, как в других развитых странах. Однако в последнее время правительство поставило перед высшими учебными заведениями задачу усовершенствовать систему непрерывного образования, при разработке новых программ. Им предложено более оперативно реагировать на нужды промышленности.
Организация краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки специалистов и в других странах рассматривается в качестве главной функции традиционных высших учебных заведений в рамках непрерывного образования. Повышается роль и нетрадиционных высших учебных заведений, они организуют обучение без отрыва от производства (заочное, вечернее). Это — кооперативные формы, так называемые «сэндвич курсы», которые получили всеобщее признание. С развитием таких форм обучение без отрыва от производства связывается с решением важных социально-экономических проблем: расширяется доступ к высшим уровням образования населения, в том числе взрослого, реализуется концепция непрерывного образования, преодолеваются трудности, связанные с неблагоприятной демографической обстановкой в ряде стран и др. С учетом этого ЮНЕСКО пришло к выводу, что «...заочная и вечерняя формы обучения должны найти широкое применение на всех уровнях образования».
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению студентов-заочников. В США с 1975 по 1990 гг. контингент студентов дневных отделений двух- и четырехгодичных колледжей и университетов возрос в 1,8 раза, а вечерних и заочных — в 3,3 раза. Удельный вес студентов вечерних и заочных отделений в общей численности контингента составлял в 1965 г. 31%, а в 1985 г. — 49,5%. Предполагается, что к 2002 г. 75—80% студентов вузов США будут совмещать учебу с работой.
Высокие темпы развития вечернего и заочного образования отмечаются в Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и других странах.
Для практической реализации концепции непрерывного образования в ряде стран создаются специальные учебные заведения. К ним относятся так называемые «открытые университеты» в Великобритании, Канаде и других странах, «университеты без стен» в США, телеколледжи в ФРГ, радиоколледжи в Великобритании.
Обширные программы в области непрерывного образования осуществляют промышленные фирмы. 7,5 тыс. крупнейших частных фирм США затратят на эти цели 2 млрд долл., из которых 1,6 млрд долл. расходуется на реализацию собственных программ и 400 млн долл. — на оплату обучения сотрудников в других организациях: университетах, колледжах, учебных центрах других фирм, профессиональных обществах. Практически все крупные промышленные компании, 75% финансовых, транспортных, коммунальных фирм и фирм связи США имеют в своих штатах преподавателей соответствующего профиля, общая численность которых достигает 45 тыс. человек.
Вместе с тем, 90% компаний оплачивают обучение своих сотрудников, а 9% — предоставляют оплачиваемые учебные отпуска сроком не менее одного месяца, 75% компаний проводят обучение в рабочее время. В Японии по программам непрерывного образования непосредственно в компаниях обучаются 80% слушателей, вне компаний — 18%, за границей — 2%. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществление этих программ непосредственно на предприятиях. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд марок на повышение уровня образования и квалификации своего персонала.
Важное место в организации и осуществлении программ непрерывного образования в промышленности индустриально развитых стран отводится учебным центрам фирм, эффективная деятельность которых рассматривается в качестве важнейшего условия дальнейшей интенсификации производства. По мнению многих экспертов США, эта проблема является более актуальной, чем подготовка научно-технических и инженерных кадров, так как количество работников, нуждающихся в повышении квалификации значительно превышает контингент студентов, и этот разрыв будет увеличиваться.
В целом, по мнению специалистов, программы непрерывного образования, осуществляемые фирмами,отличаются высокой эффективностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами: на производстве четко определен образовательный и квалификационный уровень, требуемый для каждого конкретного работника, и проводится обучение именно тех кадров, которые есилу производственной необходимости нуждаются в пополнении знаний; при равных затратах в учебных центрах фирм будет обучаться значительно большее количество специалистов, чем на краткосрочных курсах профессиональных обществ или по программам непрерывного образования университетов; большинство преподавателей учебных центров фирм в учебном процессе широко используют практический опыт обучаемых; концентрация внимания слушателей на реальных задачах фирм внутренне стимулирует их к повышению квалификации и уровня знаний.
Профессиональные обществаиграют важную роль в популяризации идеи непрерывного образования и ее практической реализации. Их деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
• пропаганда концепции непрерывного образования и реклама ее возможностей путем организации научных конференций, симпозиумов, семинаров, издания трудов и специализированных журналов;
• разработка собственных учебных программ, а также компетентная оценка программ, разрабатываемых вузами, учебными центрами промышленных фирм, что является как наиболее сильной стороной в деятельности профессиональных обществ;
• создание учебных материалов в виде видеокассет и их распространение среди членов обществ;
• определение критериев для аттестации специалистов. Профессиональные общества осуществляют свою деятельность в тесной связи с предприятиями соответствующих отраслей промышленности и высшими учебными заведениями, многие из которых являются коллективными членами этих обществ.
Средства массовой информации(телевидение, радио, печать и т. п.) являются основой для организации обучения по заочной форме. Использование телевидения с этой целью получает широкое распространение во многих странах мира. Учебный материал передается по спутниковому телевидению, общенациональным и местным программам, телеустановкам предприятий и организаций.
Среди различных форм непрерывного образования в странах Восточной Европы, в том числе бывших социалистических, наибольший интерес для России представляет постановка и организация системы повышения квалификации кадров.Проводится большая работа по созданию широкой сети институтов, факультетов и курсов повышения квалификации специалистов, а также их научно-методического обеспечения. С постоянным непрерывным расширением и углублением общеобразовательных и профессиональных знаний связывается успешное претворение в жизнь задач перехода к рыночной системе отношений в обществе. С другой стороны, возрастающее внимание к непрерывному образованию в этих странах обусловлено стремлением к повышению уровня благосостояния и культуры народа, гармоничному развитию личности.
Типичная университетская программа подготовки студентов США по специальности «Экономика»
Обычно программа подготовки по специальности «Экономика» в американских университетах начинается с двухсеместрового вводного курса макроэкономики и микроэкономики. Иногда обе дисциплины объединяются в единый односеместровый курс. Эти вводные курсы предназначены для студентов, специализирующихся не только на экономике, но и в области делового администрирования, политических наук. Вводный курс решает также общеобразовательные задачи.
Освоив вводные курсы, большинство студентов переходят к изучению двух промежуточных теоретических курсов (микроэкономика и макроэкономика) и базового курса количественных методов. При изучении промежуточных курсов идеи, изучавшиеся на вводной стадии, рассматриваются вновь, с помощью более мощного инструментария.
Промежуточные теоретические курсы преследуют три цели. Во-первых, они показывают, как используется экономическая теория на практике, помогая познавать сущность экономических явлений, как взаимодействуют теория и явления в реальной жизни, порождая новые знания, новые концепции, новые теории. Во-вторых, они предоставляют студенту необходимые инструменты экономического анализа, используемые далее в курсах по выбору. В-третьих, они дают представления, облегчающие выбор будущей специальности.
На следующей стадии обучения студентам предоставляется возможность получить углубленные знания в какой-либо области экономических наук по выбору. Например, международная торговля, экономическая история, общественные финансы, деньги, городская или региональная экономика, экономика природопользования, сравнительные экономические системы, экономическое развитие (полный перечень специализаций, предлагаемых будущим экономистам в американских университетах, можно найти в Интернете).
В США экономическую теориюежегодно изучают более миллиона студентов. Около 32 000 человек со степенью магистра ежегодно выпускаются 900 университетами и колледжами, предлагающими эту дисциплину в качестве профилирующей. Факультеты экономики распределены между колледжами искусств и наук (65%), школами бизнеса (30%) и небольшим количеством других административных единиц (школами социальных наук или административных наук).
Большинство студентов, выбравших экономическую теорию в качестве профилирующей на уровне бакалавриата, планируют продолжить свое экономическое образование, однако фактически меньше половины из них реализуют этот план. Из тех, кто продолжает учиться, около половины поступают в магистратуру делового администрирования, многие — в юридические школы; менее 3% поступают на программы подготовки доктора философии по экономике. Выпускники со степенью магистра экономики работают всюду, и лишь немногие из них рассматривают себя как «экономистов».