Доходы и расходы домохозяйств в модели макроэкономического кругооборота.
Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.
Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме.
В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов.
Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.
Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.
В процессе кругооборота формируются два потока: 1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.
Вмешательство государства в рыночную экономику существенно видоизменяет схему кругооборота.
Как один из участников кругооборота государство выполняет следующие функции:
- собирает налоги;
- перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей;
- выплачивает заработную плату работникам госсектора и госслужащим;
- покупает на рынках экономические ресурсы и продукты;
- выступает в роли производителя общественных и квазиобщественных благ, а также других товаров и услуг.
Из анализа модели кругооборота делается два вывода.
Вывод первый. Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокупных доходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы увеличивают занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Государство выполняет регулирующую функцию в сбалансировании совокупного спроса и совокупного предложения.
Вывод второй. В системе кругооборота взаимосвязи макроэкономических субъектов формируются два важнейших макроэкономических сектора экономики: реальный и финансовый (денежный). Первый определяется величиной ВВП, второй - количеством денег, необходимых для обслуживания внутреннего товарооборота. Оба сектора находятся в противоречивом единстве.
27. Экономическое неравенство и политика социальной защиты населения. Дифференциация доходов населения: кривая Лоренца.
Конечной целью функционирования общественного производства является создание условий для жизнедеятельности людей и достижения определенного уровня их жизни. Уровень жизни общества имеет конкретный смысл и означает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, есть определенный уровень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор неоднородных для жизнедеятельности благ и услуг должно удовлетворять разнообразные потребности, касающиеся условий труда, образования, охраны здоровы, качества питания, жилья, окружающей среды и т. д.. Степень удовлетворения потребностей людей зависит прежде всего от индивидуальных и семейных доходов, которые получают члены общества и их семьи.
Переход к рыночной экономике связан с возникновением проблемы распределения дохода в обществе. Вопрос о том, как необходимо распределять доход, имеет давнюю и противоречивую историю. Одни экономисты считают, что основой стабильного развития экономики является равенство в распределении дохода, другие — придерживаются противоположной точки зрения, т. е. считают, что стремление к равенству в распределении дохода не может стимулировать рост производства и приводит к кризису экономики.
Главным аргументом в пользу равного распределения дохода является то, что он необходим для максимизации удовлетворения потребностей, то есть предельной полезности.Главным аргументом в пользу неравенства доходов является необходимость сохранения стимулов к труду, производства продукции и роста дохода.
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца(рис. 32), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Рис.32. Кривая Лоренца
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Анализ тенденции неравенства доходов показывает, что экономический рост обусловило увеличение дохода в целом во многих странах, но это не вызвало изменения той или иной доли совокупного личного дохода, которую получает определенная группа или категория семей, т. е. по сути не повлияло на степень неравенства.
На уровень доходов влияет много факторов: различия в уровне заработной платы в составе семей; доходы от прироста капитала (акций, облигаций, недвижимости), помощь от государства и др.. Причинами неравенства также различия в физических и умственных способностях людей, образовании и профессиональной подготовке. Особая роль в обострении проблемы экономического неравенства принадлежит фактору владения собственностью — землей, основными фондами, жильем, акциями или другими ценными бумагами.
При дифференциации доходов и уровня жизни возникает острая социальная проблема бедности. Бедность — это тот уровень жизни, который не может обеспечить нормальные условия для воспроизводства населения. Количественно этот уровень выражается показателем «прожиточный минимум», или «порог бедности».
Прожиточный минимум в отличие от биологического минимума является более динамичным. Он меняется с развитием социально-экономической жизни общества. Но мировая практика показывает, что порог бедности значительно повышается в связи с ростом цен (инфляции), однако это не означает увеличение уровня потребления и уровня жизни людей. Все это свидетельствует, что проблемы бедности требуют от любого цивилизованного государства проведения политики социальной защиты определенных групп населения.
Социальная защита включает в себя систему мероприятий, которые защищают любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только вследствие безработицы, а также в случае потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, возраста и т. д..
Расходы на социальную защиту населения, конечно, зависят от возможностей экономики. В странах с рыночной экономикой сложилась тройственная система финансирования социальных программ, объектами которой выступает государство, работодатели и получатели социальных выплат.
Современная система социальной защиты населения в странах с переходной экономикой включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; традиционную форму государственной социальной помощи и социальное страхование.
Система социальных гарантий предусматривает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и потребности (бесплатные образование, лечение и т. д.). Минимальный размер этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, а также возможностей общества. К системе социальных гарантий входят также социальные льготы, есть отдельные социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.). И обеспечение за счет налогово-бюджетной системы государства.
Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимают предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе определения их потребностей.
Объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума или черты бедности. Государственная помощь осуществляется двумя путями: программы помощи в денежной форме и помощь в натуральной форме, т. е. в виде продовольственных талонов, школьных завтраков и обедов, продовольственных товаров пожилым людям, медицинского обслуживания, жилищной помощи, ссуд студентам подобное.
Социальное страхование является наиболее распространенной формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.