Дифференциация ресторанов посредством расширенного продукта
Лекция 6
Тема 3. Классификация и типология предприятий ресторанного бизнеса
3.2. Основы современной типологии предприятий ресторанного бизнеса (продолжение)
Дифференциация ресторанов посредством расширенного продукта
Значительный сегмент ресторанного рынка занимают так называемые тематические рестораны. Их концепция строится на создании определенной атмосферы как основы для отдыха и развлечений, что достигается путем вариации расширенного продукта. Значимость меню как фактора позиционирования на рынке в данном случае вторична, в связи с чем тематическая ориентация ресторана может быть организована практически в любом сегменте ресторанного рынка за исключением, ресторанов быстрого питания, непосредственно сфокусированных на удовлетворении утилитарных потребностей.
Тематическая направленность ресторана выстраивается вокруг концептуальной идеи (темы), по существу, отражающей принятую рыночную стратегию. В качестве темы может быть выбран литературный, кинематографический, исторический, музыкальный или какой-либо иной сюжет или факт, а также легенда, красивый вымысел. Все компоненты ресторанного продукта: меню, интерьер зала, технологическое оборудование, напитки носят по отношению к теме подчиненный, тактический характер.
В отличие от иных направлений специализации, тематическая является более конъюнктурной, в связи с чем жизненный цикл тематического ресторана составляет в странах с развитой рыночной экономикой порядка 25-30 лет, после чего рыночную стратегию необходимо пересматривать.
В последние годы в сегменте тематических ресторанов происходят значительные изменения. Поскольку событийное начало является определяющим, тематический ресторан трансформируется в современную и более развитую форму — развлекательный комплекс, объединяющий в себе помимо ресторана еще кафе, бар, ночной клуб, казино, шоу и т. д., что позволяет говорить о наличии тенденции интеграции в индустрии развлечений, где тематический ресторан - один из центров интеграционных процессов. В то же время создание развлекательных комплексов нельзя расценивать как преобладающую тенденцию. В сегменте тематических ресторанов остаются достаточно обособленные ниши, мало подверженные текущей конъюнктуре. Так, например, тематические рестораны существуют на рынке в виде клубов — ресторанов «закрытого» типа, удовлетворяющих потребности постоянного контингента клиентов.
Типологическая классификация ресторанов может быть представлена в следующем виде:
—ресторан-престиж — одно из мест, куда потребитель приходит, чтобы показать свою респектабельность и принадлежность к соответствующей социальной группе;
—ресторан для удовлетворения утилитарной потребности — заведение, куда потребитель приходит, чтобы вкусно покушать;
—ресторан-шоу - основная цель посещения которого — развлечение;
—ресторан-клуб - место, куда приходят не только для того, чтобы вкусно
поесть, но и в ожидании интересного и увлекательного общения.
Кроме того в настоящее время различают следующие типы тематических ресторанов:
- салонный;
- национальный, фольклорный;
- специализированный;
- интерьерный;
- музыкальный;
- концертный;
- зрелищный;
- смешанный;
- таверна;
- кафешантан;
- арт-кафе;
- ресторан-клуб;
- мини-ресторан (кейтеринг).
Салонные рестораны отличаются большой изысканностью во всем. Шикарный интерьер, богатая сервировка столов, изысканные блюда, степенный учтивый персонал, ненавязчивая музыка, атмосфера торжественности, элегантности. Все располагает к спокойной беседе. В салонном ресторане посетители имеют возможность продемонстрировать свои дорогие наряды, драгоценности, элитарность, хорошие манеры поведения. Артисты салонного ресторана элегантны, высокопрофессиональны, с максимальной зрелищностью выступления.
В элитных салонных ресторанах используют музыкальное сопровождение в исполнении на натуральных инструментах, что связано с воздействием музыки на здоровье человека. Национальный салонный ресторан основан на национальных особенностях какого-либо народа, его культуре, быте и специфике национальной кухни. Это все находит отражение в интерьере ресторана, форме одежды персонала, музыкальном оформлении и шоу-программах, построенных на национальном фольклоре, и в целом создает самобытный этнический образ. Если ресторан специализируется на национальной кухне, то при использовании национальной музыки учитывается контингент посетителей. В ресторане восточной кухни, расположенном в Европе, обилие восточной музыки может быть утомительно для восприятия клиентами. В этом случае в музыкальную программу включают небольшой фольклорный блок или используют национальные произведения эпизодически.
Основа интерьерных и ландшафтных ресторановсостоит в необычности их местонахождения или интерьера. Это играет главную роль в привлечении клиентуры. К такому типу ресторанов относятся рестораны, как, предположим, ресторан под водой на дне океана, ресторан-карусель на телевизионных башнях (на Останкинской телебашне). Местом нахождения могут быть всевозможные типы отслуживших морских судов, космических объектов, исторические и памятные места пребывания выдающихся личностей определенной эпохи (полководцев, поэтов, философов, музыкантов и т. д.). В странах с жарким климатом многие рестораны располагают около бассейнов, искусственных озер, водопадов, и именно на них возлагается основная функция по привлечению клиентуры. Можно купаться и принимать пищу, и наоборот.
Музыкальными ресторанами называют такие, которые имеют свою ориентацию на тот или иной вид (род, жанр, стиль) музыки. Музыкальной основой для них является джазовая, рок, фольклорная или классическая музыка. Узкая специализация определяет свой подход к вопросам оформления интерьера. В связи с тем, что основной контингент этого типа ресторанов составляют фанаты (любители и знатоки данной музыки), часто такие заведения называют клубами (джаз-клуб, рок-клуб, клуб авторской песни и т. д.). Посетителей привлекает любимая музыка, непосредственно свободное общение с другими посетителями, возможность вести себя и одеваться соответственно заданной атмосфере. Концертный ресторан в своей работе ориентируется на проведение выступлений артистов. В таких ресторанах обычно проводят шоу-программы, реже — концерты вокалистов или музыкантов. Часы работы ресторана — в вечернее время. Организация работы такая же, как на концертной площадке. В дневное время проходят репетиции. По такому регламенту работают многие рестораны, в которых проводят программы варьете. В нашей стране формы концертных выступлений в ресторанах (барах, кафе и т. д.) прививаются все больше и больше. За рубежом такие выступления проводят уже давно с участием звезд с мировым именем. Знаменитая группа «The Beatles» выступала в ресторанах и кафе. Группа «Rolling stoyns», находясь на гастролях, считает своим долгом выступить в местном кафе или баре. Как сказал в своем интервью лидер группы Мик Джаггер, выступая на стадионе, они стараются создать атмосферу непосредственности и раскованности публики, как в кафе. Уитни Хьюстон выступает в ресторанах, где создает теплую приятельскую атмосферу.
Зрелищные рестораны являются разновидностью концертных. Программа выступлений в этих ресторанах может принадлежать к различным жанрам искусства. Клиентура таких ресторанов самая разнообразная.
Рестораны смешанного типа – это обычные рестораны, какие мы привыкли видеть везде. Смешанный тип наиболее распространенный, в них нормальная кухня и обыкновенная (шоу) программа. В таких ресторанах самый разнообразный контингент посетителей.
Таверна - это разновидность ресторана. Основная функция таверны — предоставление питания. В зависимости от категории таверна располагает ассортиментом блюд и напитков, а также соответствующим интерьером. Время работы таверн от нескольких часов до круглосуточной работы. Многие рестораны строят свою работу по типу таверны.
Кафешантаны появились в Париже на базе ресторанов и кафе. В них исполняются песни и танцы, преимущественно эротического содержания. Здесь появился знаменитый канкан – танец-вызов добропорядочной морали буржуазного общества, названный за ошеломляющую непристойность эксцентрическим. Сегодня слово «кафешантан» заменено на эротику. Рестораны, в которых дела идут не очень успешно, прибегают к показу эротических программ, стриптиза.
Специфика арт-кафе заключается в ориентации на проведение мероприятий сферы культуры. Встречи с артистами, бардами, писателями, художниками, деятелями культуры и искусства в непосредственной обстановке кафе создают атмосферу неформального общения с интересными людьми.
В настоящее время большое распространение получают клубы. Первые клубы появились в Англии. Клуб — это объединение людей на основе общих целей, задач, интересов, создается для определенной группы людей, имеет статус юридического лица и осуществляет свою деятельность на основании Устава клуба. В задачу его работников входит организация хорошего отдыха членов клуба и их гостей. Для выполнения этой задачи могут использоваться различные методы, проводиться любые мероприятия. В клубах закрытого типа выдаются специальные входные карточки. При клубе, как правило, работают ресторан, бар, есть специализированные игорные залы. В некоторых клубах есть также теннисные корты, спортивные залы, сауна, бассейн и прочее.
Ресторан-клуб - основывается в своей работе на определенный постоянный контингент посетителей, которые приходят, чтобы приятно провести время, встретиться с друзьями, знакомыми. Это своеобразное место встреч. Музыкальные и шоу-программы, ассортимент блюд и напитков, сервировка столов и дополнительный сервис диктуются спросом и потребностями постоянных клиентов. Музыкальные и шоу-программы в ресторане этого типа часто меняются. Могут проводиться различные мероприятия: состязания в играх, силе, кулачные бои — что угодно, главное, чтобы посетители были довольны. Постоянные клиенты имеют льготы, им может предоставляться кредит.
Бары— предприятия питания, обслуживающее потребителей напитками за барной стойкой (обслуживание может быть организовано и за столиками). Бары – по существу являются тематическими ресторанами, в меню которых перечень блюд сведен к минимуму, а винная карта остается весьма обширной. В качестве расширенного продукта в барах посетителю предлагаются разнообразные увеселительные шоу, цель которых - создать соответствующее настроение как основу для стимулирования спроса на предлагаемые напитки.
В зависимости от ассортимента реализуемых напитков бары подразделяют на следующие типы: молочные, пивные, гриль-бары, снэк-бары, коктейль-бары, коктейль-холлы, фито-бары, пул-бары, варьете-бары, стереобары, отличающиеся особенностями музыкального обслуживания, танцевальные бары и др.
В молочных барахготовят и реализуют молочные и сливочные коктейли, мороженое, взбитые сливки, молоко, изделия из творожной массы, кофе, чай, соки, фруктовые и минеральные воды.
В пивных барах посетителям предлагают пиво нескольких наименований, холодные и горячие закуски, бутерброды, соки, фруктовые и минеральные воды.
Гриль-бар- предприятие, оснащенное специальным оборудованием (гриль-аппаратами) для приготовления мяса, птицы, рыбы на вертеле. Ассортимент кулинарных изделий в этих заведениях, как правило, постоянный и ограниченный.
Снэк-барыпредназначены для быстрого обслуживания у стойки, имеют ограниченный ассортимент кулинарных изделий — рубленые или натуральные бифштексы, лангеты, блюда из птицы, дичи. Предлагаются также прохладительные напитки, соки, коктейли, кофе, горячий шоколад. Снэк-бары размещают на магистралях, в районах административных, культурных и учебных центров, на автозаправках. Работают эти заведения с раннего утра до позднего вечера или круглосуточно.
Коктейль-барыспециализируются на приготовлении и реализации смешанных напитков. Их организовывают чаще всего при ресторанах и гостиницах.
Коктейль-холлотличается от коктейль-бара большей вместимостью зала.
Варьете-бар— бар с музыкально-эстрадным представлением, по существу это тот же коктейль-бар.
Танцевальные барыработают преимущественно в вечернее время, в торговом зале этих баров должно быть место для оркестра и танцев. Посетителям предлагают смешанные напитки, соки, минеральные и фруктовые воды, закуски. Посетителей обслуживают бармены (за барной стойкой) и официанты (за столами).
Снэк-барыпредназначены для быстрого обслуживания у стойки, имеют ограниченный ассортимент кулинарных изделий — рубленые или натуральные бифштексы, лангеты, блюда из птицы, дичи. Предлагаются также прохладительные напитки, соки, коктейли, кофе, горячий шоколад. Снэк-бары размещают на магистралях, в районах административных, культурных и учебных центров, на автозаправках. Работают эти заведения с раннего утра до позднего вечера или круглосуточно.
Буфеты— предприятия питания, предназначенные для быстрого обслуживания. В буфетах реализуют холодные закуски, вторые блюда несложного приготовления, сладкие блюда, горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, соки и кисломолочные продукты, бутерброды. Выставленные на витрине образцы буфетной продукции и покупных товаров должны быть снабжены ценниками. Обслуживание ведет буфетчик. Буфеты первой категории размещаются в гостиницах, зрелищных предприятиях, спортивных комплексах, на вокзалах, речных и морских судах. Функционируют буфеты также на производственных и транспортных предприятиях, стройках, в учреждениях и учебных заведениях. Буфеты редко имеют свое производство, в основном они получают продукцию от предприятий, филиалами которых являются.
Сегодня ресторанный бизнес - это сфера предпринимательской деятельности, связанная с организацией и управлением рестораном или иным предприятием общественного питания и направленная на удовлетворение потребностей людей во вкусной, разнообразной и здоровой пище, а также сопутствующих приему пищи потребностей гедонического характера.