Механизмы изменений. Организационные изменения и преобразующее лидерство
Организационные изменения и преобразующее лидерство
Условия и тенденции успешных изменений
Принципы изменений
Механизмы изменений
4. Возрастные особенности преобразующего лидерства
1. Условия и тенденции успешных изменений
Изменения, перемены, обновление, нововведения, преобразования — понятия тождественные. Развитие организации требует постоянного обновления. Только оно является единственно стабильным фактором бизнеса. При этом для эффективности перемен необходимо эффективное лидерство, а не менеджмент. Инициировать и осуществить перемены под силу лидеру, а не просто менеджеру, учредителю или создателю компании.
Суть преобразующего лидерства состоит в том, чтобы убеждать последователей в необходимости преобразований, придавать им необходимый импульс и формировать из последователей лидеров соответствующих масштабов.
Преобразующее лидерство — это групповое лидерство, которое обеспечивает динамику изменения событий и обязательств вместе с группой в заданном лидером направлении. Кроме того, это активное управление эволюцией группы.
Возраст группы (молодой, средний, зрелый, на стадии упадка) влияет на особенности лидерства.
Большинство преобразований, реструктуризации, перестроек и других организационных перемен не достигает своих целей. Причины неудач кроются не только в сопротивлении нововведениям, но и в незнании предпосылок успешной работы в новых условиях. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Преобразующее лидерство начинается с преобразования руководителя в лидера, а группы — в команду.
2. В группе формируется климат приверженности переменам. Инициатор перемен четко формулирует смысл и цели перемен, критерии определения будущих успехов на разных стадиях движения вперед. Отрабатывается система обратных связей для информирования персонала организации о происходящих изменениях. Особого искусства требует преодоление неверия части сотрудников в возможность перемен. Лидер должен уметь справляться с инерцией персонала в достижении поставленных целей.
3. Изменения в организации осуществляются в единстве с Развитием организационной структуры. Тенденция состоит в Формировании поддающихся адаптации — простых, плоских и — организационных образований. Адаптирующейся считается организация, которая постоянно приспосабливается к преобразованиям ради выживания в условиях динамики конкретной среды.
Взаимодействие подразделений внутри современной компании образует сложную сеть, элементами которой, с одной стороны, являются структурные части организации, а с другой — партнеры, поставщики или представители более крупной корпорации. Характер отношений подразделений определяется проектом либо требованиями клиента. При этом главное — преобразование вертикальных интеграции в сетевые горизонтальные отношения при сохранении принципа централизованного управления в сочетании с оперативной реакцией на динамику конкурентной среды. Образуются матричные структуры с меньшим числом уровней управления, приближающиеся к горизонтальным организационным структурам.
Модели организаций XX в. были сравнимы с машиной, так как вертикальная интеграция элементов задавала тон в определении целей и движении информации сверху вниз, обусловливая иерархический характер объемов власти и полномочий, наличие норм управляемости, масштабов контроля и систем управления. В современных условиях «пожизненная работа в обмен на признание контроля по всей иерархии уже не является частью договора между работодателем и работником»1.
4. Изменения в организации осуществляются в единстве с развитием организационной культуры. Глубинные ценности, определяемые лидерами организации, и ценности провозглашаемые, рассчитанные на формирование представления об организации у клиентов, имеют двойственный характер. Существует разница между словом лидера и делом группы, между поведением организации и ее декларациями. Чем меньше такая разница, тем вероятнее успех. Восприимчивость организации к переменам взаимосвязана с состоянием ее культуры, т.е. тем, насколько организационные ценности разделяются персоналом.
5. Компетентность персонала должна отвечать следующим требованиям: видение будущего, готовность к переменам, предприимчивость, знание производственных процессов, деловая и трудовая активность, уверенность в себе.
6. Стиль лидерства должен быть гибким и демократичным, что включает делегирование полномочий, разработку альтернативных вариантов решений, взаимное доверие и сотрудничество, командный дух работы
В соответствии с вышеназванными предпосылками очевидна тенденция к созданию адаптирующихся организаций. При этом постоянные преобразования затрагивают структуру и иерархию организации, а также систему управления человеческими ресурсами.
Организационная структура, трансформируясь, приобретает следующие характеристики:
• простоту и прозрачность, поскольку организации строятся преимущественно по продуктовому принципу (вместо функционального и рыночного), включают подразделения группового (бригадного) типа или команды единомышленников;
• децентрализованность небольших оперативных единиц;
• освобождение от вспомогательных или второстепенных работ, передача их на сторону (так называемый аутсорсинг);
• равновесие между функциональной компетентностью и межфункциональной эффективностью;
• расширение области деловых неформальных отношений;
• направленность на клиента;
• корреспондирование с конкурентами.
Организационная иерархия в результате преобразований обеспечивает:
• принятие решений на уровне возникновения проблемы, е. по возможности ближе к ее источнику;
• развитость системы принятия решений, определенность полномочий лиц, их принимающих;
• групповой характер методов принятия решений;
• принятие решений с учетом ценностей организации, видения будущего и целей организации, а не группы;
• ориентацию менеджмента на успех, будущее, понимание лей и стратегии, а не на контроль;
· плоскую иерархию с минимальным числом уровней управления.
Управление, человеческими ресурсами в обновленном виде отличают:
• координационный солидарный стиль лидерства;
• обращенность к человеку, поскольку результат зависит от него; человек — основной источник богатства, а не исполнитель задач;
• признание в качестве источника власти знаний и авторитета лидера, а не должностной позиции;
• признание основными действующими единицами групп и команд, а не специалистов и менеджеров.
Западные ученые, изучавшие опыт крупнейших компаний, в частности «Форд», «Моторола», «Шелл», «Техас инструментс», «Вольво», среди тенденции организационных изменений отметили:
• ориентацию на клиента и уменьшение затрат;
• понижение уровней принятия управленческих решений-
• рост популярности межфункциональных групп;
• причисление моделирования желательной организационной культуры к основным функциям лидерства наряду с формированием миссии и личным примером.