Современная концепция антикризисного управления
Введение
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее.
Антикризисное управление имеет предметом воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Теоретическая часть
Современная концепция антикризисного управления
В современных условиях существует множество определений антикризисного управления. Возникновение данного понятия в отечественной экономической науке и в теории управления обусловлено введением правового регулирования деятельности субъектов рынка, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности. Однако важно видеть и органическую взаимосвязь банкротства с экономическим кризисом, прежде всего на макроуровне. Основу антикризисного управления, безусловно, составляют отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий. Но причинами банкротства могут быть не только внутреннее состояние активов, несовершенство финансового менеджмента, но и макроэкономическое состояние, кризис экономики в целом.
Основной проблемой антикризисного управления, как справедливо подчеркивает профессор Покрытан П., является неоднозначность трактовки ее предмета. Без определения предмета данной науки ее дальнейшее формирование будет наталкиваться на проблемы, которые станут тормозить ее полноценное развитие.
В ряде учебных пособий антикризисное управление трактуется как, «совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур на предприятии.
Антикризисное управление является, по их мнению, категорией микроэкономики и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его ликвидации или оздоровлении».
Такое понимание антикризисного управления сужает сферу экономических отношений до микроуровня, не охватывает проблемы регулирования кризисных процессов на уровне государства, регионов, отраслей.
На наш взгляд, предметом антикризисного управления как теоретической дисциплины является система отношений, складывающихся в процессе экономического кризиса. Она изучает условия возникновения, сущность и формы проявления, этапы и динамику развития, периодичность проявления и меры по ликвидации последствий экономических кризисов на различных уровнях хозяйствования.
Государство регулирует экономическое развитие не только в период спадов и кризисов, но и в условиях стабильного экономического развития общества.
Государственное регулирование социально-экономических процессов вытекает из самой сущности государства как политического института, обеспечивающего не только стабильность в экономике, социальной сфере, но и в политической сфере, в системе укрепления политической и экономической независимости, безопасности страны. В транзитивной экономике роль государства усиливается, поскольку при переходе к рынку меняются политический строй, социальные отношения и возникают условия стагнации, застоя и экономических кризисов.
Безусловно, в основе трансформации экономической системы лежит изменение отношений собственности. В ходе приватизации в России сформировался институт частной собственности, сложилась многоукладная экономика, что усложнило проблему государственного регулирования экономики. Государство не может регулировать частный бизнес с помощью приказов, прямых указаний, как в системе централизованного, директивного планирования и управления. Оно может влиять на частный бизнес только с помощью правовых норм и экономических методов – через интересы, стимулы, федеральные и региональные целевые программы, налоговую, бюджетно-кредитную политику.
Это тоже затрудняет процессы сбалансированного развития экономики, поскольку в основе развития частного предпринимательства лежит прежде всего его интерес, а именно, увеличение производства и доходов. Это вызывает противоречие интересов общества в целом и частного бизнеса.
Вмешательство государства в силу этого особенно важно.
Усиливается государственное регулирование, когда налицо признаки кризисного состояния экономики: снижение темпов роста ВВП, производительности труда, спад производства в отдельных отраслях экономики, высокий уровень инфляции, безработицы, дефицит бюджета, платежного баланса и т.д.
Существуют различные точки зрения отечественных и зарубежных экономистов на причины циклических колебаний, кризисных явлений. В силу этого и антикризисное регулирование экономики трактуется по-разному. При всем многообразии взглядов на антикризисное регулирование экономики, их можно объединить в два основных направления: неокейнсианское и неоконсервативное, развивающееся на базе классической школы.
Первое – направлено на государственные меры регулирования совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.
Исходя из этих основных направлений и формируются различные меры антикризисного управления.
Кризис представляет собой взрыв противоречий между производством и потреблением. Производство в условиях углубления общественного разделения труда носит общественный характер, а присвоение результатов труда, доходов имеет частный характер.
Кризис – это обострение не только основного противоречия между производством и потреблением, но и взрыв во всем воспроизводственном процессе, дисбаланс совокупного спроса и совокупного предложения. Однако экономический кризис является одновременно и механизмом развития экономики, поскольку для выхода из кризиса обновляется основной капитал, восстанавливается равновесие в народнохозяйственных пропорциях, балансируется спрос и предложение. Экономический кризис приводит к трансформации всей экономики, к переливу капитала в более прибыльные отрасли, внедрению современной техники и технологий, к восстановлению равновесия. Экономика либо переходит в качественно новое состояние (например, к новому технологическому укладу), либо распадается и заменяется более современной системой.
Обновление основного капитала является основой периодичности кризисов. Вместе с тем есть и обратное влияние обновления основного капитала на процессы воспроизводства. Обновление основного капитала приводит к качественному изменению в развитии производства, повышается производительность труда, ускоряются темпы роста производства, происходят качественные изменения всех элементов производительных сил: техники, технологии, рабочей силы, управления производством и сбытом продукции. Но поскольку рыночной экономике присущи инфляционные процессы, растут цены на новые станки, машины, сырье, технологии, то возникают диспропорции между стоимостью износа основных фондов (амортизационный фонд) и стоимостью возмещения основного капитала в натурально-вещественной форме. Сумм амортизационного фонда недостаточно для приобретения совершенного оборудования, техники. Предприятия-потребители, не имея возможности своевременно купить современное оборудование, машины, станки, не способны обновить основной капитал. А это приводит к созреванию депрессии и кризиса.
У предприятий-производителей средств производства, возникает проблема их реализации, что также способствует созреванию кризиса, поскольку снижается скорость оборота капитала, накапливаются нереализованные готовые товары, что снижает прибыль. При падении объемов продаж предприятия-производители вынуждены сокращать объемы производства и как следствие происходит падение прибыли на дополнительно вовлекаемый в производство капитал. Это приводит к снижению капиталовложений, инвестиций в производство, к нарушению механизма воспроизводства. Поскольку падает платежеспособный спрос в связи с кризисными процессами у потребителей продукции на инвестиционные товары, то формируются признаки кризиса – трудности реализации готовой продукции, снижение размера валового дохода, а следовательно и прибыли, что приводит к невозможности уплаты налоговых платежей, процентов за кредиты и предприятие становится неплатежеспособным. Следовательно, проблемы кризиса тесно переплетены с проблемами несостоятельности (банкротства). Но в отличие от банкротства, кризисные явления связаны с нарушением пропорций производства и потребления, с технико-технологической составляющей производства, с проблемами снижения уровня дохода, потребления большинства слоев населения. В силу чего возросшие масштабы производства не соответствуют частнокапиталистической форме присвоения результатов труда. Снижение жизненного уровня большинства слоев населения обуславливает и снижение платежеспособного спроса. Происходит перепроизводство товаров и услуг.
Но кризис перепроизводства также вызывается падением инвестиций в результате перенакопления капитала. Старые техника и технологии уже не имеют такого уровня спроса, как раньше, поскольку появились более совершенные машины и оборудование, технологии. Но эти инновационные товары стоят намного дороже, что также снижает платежеспособный спрос на них. Происходит перенакопление средств производства, предназначенных для расширения производства, его обновления и модернизации. Следовательно, причины кризисного состояния экономики очень многообразны и нельзя подходить к ним только с позиций спроса или предложения товаров и услуг.
При анализе кризисных процессов и их последствий важно проанализировать и систему денежно-кредитных отношений. Расстройство денежной системы, недостаточное количество денег в обращении приводит к массовой неплатежеспособности субъектов рынка, распространению бартера, к неэквивалентному обмену товаров и услуг. Происходит удорожание кредитных ресурсов, рост ссудного процента. В условиях кризиса он достигает максимального предела, сокращается и банковский, и коммерческий кредит. Предприятия для выхода из кризиса не могут воспользоваться дорогими заемными средствами. Более того, трудности реализации продукции приводят к тому, что предприятия вынуждены снижать цены до минимально допустимого уровня. Но снижение цен было характерно для кризисов конца XIX – середины XX века, в период – с 60-х – 70-х годов цены даже в период кризисов не снижались. Предприятия, чтобы не снижать цены, сокращают объемы производства и объемы продажи товаров. Цены могут даже расти, поскольку снижение объемов производства восстанавливает спрос на продукцию. Именно такая особенность была характерна для российской экономики в условиях системного кризиса с 1992 по 1998 год. Предприятия снижали объемы производства и реализации продукции, но не снижали цены. Более того, рост цен на услуги и тарифы в естественных монополиях обусловил и рост цен на готовую продукцию. Поскольку предприятия различных отраслей связаны между собой, то кризис в одних отраслях (структурный кризис) обуславливает появление кризисных процессов в смежных отраслях.
Как структурные, так и общие кризисы ослабляют способность экономики к саморегулированию и возрастает роль государственной антикризисной политики. Эта роль государства усиливается в переходной экономике России.
Антикризисное управление – это процесс, с помощью которого государство осуществляет воздействие на экономику с целью сокращения сроков и уменьшения глубины кризиса, преодоления отрицательных последствий экономического кризиса.
Ларионов И.К. дает такое определение антикризисного управления: «Это система управленческих мер по диагностике» предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлении и их причин на всех уровнях экономики».
Исходя из данного определения, антикризисное управление требует использования важнейших экономических и управленческих дисциплин: анализ финансовой деятельности, финансовый менеджмент, стратегическое планирование, экономическая теория, статистика, основы предпринимательства и др.
Антикризисное управление обусловлено основными социально-экономическими функциями государства.
Первая функция – это обеспечение баланса экономических интересов субъектов хозяйствования и государства с помощью экономической, бюджетной, налоговой, финансовой, кредитно-денежной, промышленной, инвестиционной, структурной, региональной политики и проведения определенных предупредительных мер для сбалансированного развития экономики. Вторая функция – социальная. Государство должно создать условие для социального партнерства, для развития социальной сферы, которая не может функционировать только по законам рынка. Третья функция – стратегическая, т.е. обеспечение своевременной эффективной трансформации экономики в целях устойчивого роста не только в текущем периоде, но и в перспективе. Эта функция особенно значима в транзитивной экономике России, поскольку переход к рынку усиливает кризисные процессы, обостряет противоречия интересов субъектов хозяйствования. К тому же быстро изменяется конъюнктура рынка и к этим процессам необходимо адаптировать как социально-экономическую политику государства, так и экономические меры на уровне микроэкономики.
Стратегическая функция государства, т.е. формирование стратегии социально-экономического развития на ближайшие 10–15 лет в настоящее время является приоритетной. Она выступает одновременно стабилизационной функцией, поскольку позволяет обеспечить устойчивые темпы роста экономики, снижение безработицы, рациональную занятость населения, стабилизирует уровень цен. Государство с помощью антикризисного управления обеспечивает занятость и максимальный уровень производства.
Следовательно, суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно прогнозировать, предвидеть и вызывать;
• их можно ускорить в определенной мере и можно отодвинуть во времени;
• к кризисам необходимо готовиться, чтобы они не были внезапными и обусловили серьезные социально-экономические последствия;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, знаний, опыта;
• кризисными процессами можно управлять в определенных пределах;
• управление процессом выхода из кризиса позволяет минимизировать его последствия.
Поскольку кризисы могут быть общими, структурными и системными, то и антикризисное управление имеет специфику. Она проявляется в разработке особых процессов управления и механизма антикризисного регулирования экономики.