Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. Экономия на масштабе — снижение затрат на ед. продукции при укрупнении пр-ва, могут воспользоваться компании любого размера, увеличивая объем деятельности (закупками, финансами, маркетингом)./
До определенного момента он (положительный эффект) снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным эффектом, т.е. повышением издержек. Критерием эффективности размеров предприятия является так называемый оптимальный размер предприятия. ОРП-это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.
Тс+С+Тп+К*Ен _- минимум, П. - максимум,
Где: Тс - затраты на доставку сырья и материалов; С - затраты на производство, т.е. себестоимость продукции; Тп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей; К - капитальные затраты; Ен - нормативный коэффициент эффективности; П - прибыль предприятия.
Что под этим понимается? Обратимся к рисунку 1.
При объеме производства Qо кривая средних долгосрочных издержек достигает минимума. Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, при котором экономия является наивысшей.
Минимально эффективный размер предприятия – технологический критерий, выражающий поведение издержек, этот критерий во многом определяет поведение фирмы в долгосрочном периоде.
Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями (рис. 2.1.). Это розничная торговля, фермерские хозяйства и т.д.
Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объемов производства дезэкономия не наступает (рис. 2.2.)./Дезэкономия на масштабе — вид эффекта, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия/.
В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примеры производств: производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.
Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства (рис. 2.3.). Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия. Примерами подобных отраслей служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение. Значительные эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции – зубной пасты, часов, пива и т.д.
Вопрос 60. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
ПОД ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ понимаются издержки взаимодействия субъектов экономики. Этот вид затрат включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Множество средств тратится для оценки значимых параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений.
В наше время эти издержки занимают большую часть затрат предприятия – доходя до 60 и даже 80%.
Примеры: анализ состояния рынка, консультации, поиск информации; реклама, стимулирование сбыта, ведение переговоров, заключение контрактов; контроль за соблюдением контрактов, принуждение к их исполнению.; контроль за персоналом и т.д.
{структура} Трансакции предполагают: ограничение ресурсов, собственный интерес участников, взаимо выгодность.