Постоянные, переменные, маржинальные издержки и их кривые
Осуществление любого вида деятельности немыслимо без затрат, которые необходимы на приобретение факторов производства. Затраты на приобретение производственных факторов называются издержками производства. При этом затраты это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка производственных затрат.
В краткосрочном периоде часть ресурсов остается неизменной, а часть меняется для увеличения или сокращения совокупного выпуска. В соответствии с этим экономические издержки краткосрочного периода подразделяются на постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки - это издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства.
К постоянным издержкам относятся:
-оплата % по банковским кредитам;
-амортизационные отчисления;
-выплата процентов по облигациям;
-оклад управляющего персонала;
-арендная плата;
-страховые выплаты;
Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства.
К переменным издержкам относятся:
-заработная плата
-транспортные расходы
-затраты на электроэнергию
-затраты на сырье и материалы
Из графика видим, что волнистая линия, изображающая переменные издержки, с ростом объема производства поднимается вверх.
Это значит, что при увеличении производства переменные издержки растут:
1.вначале они растут пропорционально изменению объема производства (до достижения точки А)
2.затем достигается экономия переменных издержек при массовом производстве, и скорость их роста уменьшается (до достижения точки В)
3.третий период, отражающий изменение переменных издержек (движение вправо от точки В), характеризуется ростом переменных издержек из-за нарушения оптимальных размеров предприятия. Это возможно при увеличении транспортных расходов из-за возросших объемов привозимого сырья, объемов готовой продукции, которую необходимо отправить на склад.
Сумма постоянных и переменных издержек образует общие издержки.
Маржинальные издержки - представляют собой прирост издержек производства при увеличении объема выпускаемой продукции на одну дополнительную единицу продукции. (МС)
Сравнение средних и маржинальных издержек производства — важная информация для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства.
Средние издержки различают:
-Средние постоянные (AFC) — представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции.
-Средние переменные (AVC) - представляют собой переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.
-Средние общие совокупные(ATC)
В точке В цена предложения совпадает со средними и маржинальными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. При движении от точки В вправо увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, ибо на каждую единицу товара растут добавочные расходы. Выход за точку В приводит к неустойчивости финансов фирмы и в конце ее поведение будет определятся бегством из рыночных структур.
Несовершенная конкуренция
Конкуренция – соперничество м/у товаропроизводителями, м/у продавцами, м/у покупателями, продавцами и покупателями за право получения мах прибыли.
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются: значительная доля рынка у отдельных производителей; наличие барьеров проникновения в отрасль; несовершенство рыночной информации.
Формы:1.монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. Особенности: Наличие множества продавцов и покупателей; Невысокие барьеры для вступления в отрасль; Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами;Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
2. монополия - ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Виды:
-естественная отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
-государственная возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
- чистая — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг
3. олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Особенностью является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ее признаки: Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов; Очень высокие барьеры для вступления в отрасль; Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.
8.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор
ВВП-обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах.
Номинальный ВВП- ВВП, рассчитанный в текущих ценах.
На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства, изменение уровня цен.
Реальный ВВП - ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при этом базовым годом может быть выбран любой год. Реальный ВВП отражает только реальный объем производства, но не уровень цен в текущем году, т.е. учитывает (исключает) инфляцию. Реальный ВВП = номинальный ВВП / дефлятор ВВП.
Дефлятор ВВП, рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.
Связь между реальным и номинальным ВВП достигается с помощью дефлятора ВВП.
Дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах.
Дефлятор отражает изменение цен в экономике.