Учебно-методический комплекс. Первый заместитель директора ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»

Минск

Изд-во МИУ

Рецензенты:

Первый заместитель директора ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», кандидат экономических наук, доцент В.В. Пинигин;

Заведующий кафедрой экономики и управления производством ЧУО «Минский институт управления», доктор экономических наук, профессор В.И. Кудашов

Аннотация

Учебно-методический комплекс содержит материалы, необходимые для изучения дисциплины «Национальная экономика Беларуси» в соответствии с типовой учебной программой для учреждений высшего образования (регистрационный № ТД-Е.344/тип, 09.06.2011 г.). В лекционном блоке раскрываются научные основы национальной экономики; экономический потенциал Беларуси, его состав; экономический рост ихозяйственные комплексы национальной экономики; формирование и государственное регулирование рыночной экономики с учетом обеспечения экономической безопасности страны и развития международной интеграции. Лекционный материал содержит обновленные статистические данные до 2011 г., прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. УМК включает также: учебно-методические материалы к семинарским занятиям; раздел по управляемой самостоятельной работе студентов дневной формы обучения; список рекомендуемой литературы, приложения.

Предназначен для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения, магистрантов, аспирантов.

оглавление

введение. 4

Раздел 1 Научные основы национальной экономики.. 8

Раздел 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ.. 18

Раздел 4 РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 45

Раздел 5 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС.. 54

ТЕМА 1 ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС.. 54

тема 2. Агропромышленный (АПК), строительный комплексы. Транспорт и связь. 75

Раздел 6 Комплексы социальной сферы. Региональная структура национальной экономики.. 86

Раздел 7 ФОРМИРОВАНИЕ социально ориентированной РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 98

Раздел 8. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 125

Раздел 9 Межстрановая и мирохозяйственная интеграция.. 144

Учебно-Методические материалы.. 154

к семинарским занятиям.. 154

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 177

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 180

введение

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Национальная экономика Беларуси» и предназначен для организации аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов экономических специальностей.

Программа курса «Национальная экономика Беларуси» предусматривает изучение формирующейся в стране экономики, которая приобретает черты единой хозяйственной системы в рамках суверенного белорусского государства. Обретение Республикой Беларусь государственного суверенитета обусловило необходимость преобразования ее хозяйства в новое состояние – национальную экономику. Главным стратегическим направлением в области трансформации экономики является создание социально-ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Недостаточная разработанность теории экономики переходного периода с учетом многообразных национальных проблем, возникающих в ходе трансформации экономики Республики Беларусь, обусловили необходимость разработки и преподавания данной учебной дисциплины, которая соединила лучшие мировые достижения современной экономической теории и особенности белорусской экономики.

Предметом курса “Национальная экономика Беларуси” является изучение и сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития национальной экономики с реальными экономическими процессами.

Цели и задачи дисциплины «Национальная экономика Беларуси».Цель преподавания дисциплины – изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, т.е. изучение целостной системы национальной экономики, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели; методологических, организационных и институциональных подходов к её построению и функционированию в условиях переходного периода, с учетом требований адаптации к процессам глобализации. Это позволит обобщить, систематизировать у студентов теоретические знания в области многообразных проблем переходной экономики, т.е. получить конкретные знания о национальной экономике страны в целом, проблемах ее развития не только на макроуровне, но и на мезо- и микроуровне.

Приобретенные знания будут содействовать подготовке современных специалистов-экономистов, которые должны владеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, выявлять и анализировать основные проблемы национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения.

Задача состоит в том, чтобы дать студентам

· современные знания о национальной экономике,

· системное представление о механизме ее функционирования,

· конкретные знания об экономическом потенциале и хозяйственных комплексах,

· о проблемах развития экономики как на макро, так и на мезо уровнях,

· о складывающейся системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь, о способах и механизмах государственного регулирования,

· структурной трансформации и институциональных изменениях экономики Беларуси.

В результате изучения дисциплины студенты должны

Знать:

· реальные социально-экономические процессы, происходящие в хозяйственной системе Республики Беларусь;

· теорию экономики переходного периода;

· национальную экономику Республики Беларусь как социально-экономическую систему в ее воспроизводственном, отраслевом, технологическом и региональном структурных разрезах;

· историю ее формирования и развития; систему, механизм, формы и методы государственного регулирования экономики; современную систему прогнозирования и программирования социально-экономического развития Республики Беларусь;

· перспективную модель национальной экономики страны, основные черты и этапы ее построения;

· хозяйственные комплексы национальной экономической системы.

Уметь:

· выявлять и анализировать ключевые проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения;

· принимать грамотные научно обоснованные решения в области управления национальной экономикой.

Приобрести навыки учета и использования методов, способов, форм и рычагов государственного регулирования на различных уровнях управления для выбора и обоснования целей развития своего предприятия или бизнеса.

Национальная экономика Беларуси – комплексная учебная дисциплина, для усвоения которой необходимы знания, полученные при изучении экономической теории, микро- и макроэкономики, прогнозирования и планирования экономики, статистики и других. Приобретенные знания будут содействовать подготовке современных компетентных специалистов-экономистов, использованы при изучении таких дисциплин, как экономика предприятия, планирование на предприятии, при прохождении практики, в дипломном проектировании и в самостоятельной профессиональной работе.

Тематический план дисциплины (для студентов дневной формы обучения)

  Наименование раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа студентов
Лекции Семинарские
1 2 3 4 5
Раздел 1. Научные основы национальной экономики 1. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси» 2. Теоретические и методологические основы формирования национальной экономики 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики 4. Типы хозяйственных систем и моделей национальной экономики 5. Основные макроэкономические показатели и пропорции    
Раздел 2. Экономический потенциал Беларуси
  1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
  2. Природно-ресурсный и экологический потенциалы
  3. Демографический и трудовой потенциалы
   
Раздел 3. Система потенциалов национальной экономики Беларуси 4. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы. 5. Информационно-технологический потенциал. 6. Производственный потенциал национальной экономики 7. Инвестиционный потенциал 8. Внешнеэкономический потенциал Беларуси    
Раздел 4. Рост национальной экономики 1. Экономический рост национальной хозяйственной системы : понятие и сущность 2. Факторы и модели экономического роста 3. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики. Индикаторы и динамика устойчивого развития    
Раздел 5. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы 1. Отраслевая структура национальной экономики в системе классификаторов отраслей и видов экономической деятельности 2. Промышленный комплекс Тема Хозяйственные комплексы 3. Агропромышленный комплекс 4. Строительный комплекс 5. Транспорт и связь
Раздел 6. Комплексы социальной сферы. Региональная структура национальной экономики 1. Комплекс социально-культурных отраслей. 2.Социально-потребительский комплекс 3. Региональные социально-экономические комплексы  
Раздел 7. Формирование социально ориентированной рыночной экономики 1. Предпосылки и этапы формирования перспективной модели социально-экономического развития Республики Беларусь
  1. Сущность и содержание социального императива. Направления социальной политики.
3. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка 4. Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики 5. Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика
   
Раздел 8. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 1. Цели и функции государственного регулирования экономики (ГРЭ). Система органов государственного управления 2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства 3. Система прогнозов и программ развития национальной экономики 4. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности  
Раздел 9. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция 1. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства 2. Формы и механизмы международной экономической интеграции 3. Особенности многовекторной международной экономической политики Республики Беларусь    
Итого

Конспект лекций

Наши рекомендации