Современный этап эволюции теории конкуренции
Эффективность разрабатываемой антимонопольной политики во многом определяется глубиной познания процессов конкуренции и их теоретического объяснения. Понятие конкуренции выглядит простым, однако эта внешняя простота обманчива. Многообразие существующих подходов к анализу конкуренции создает проблему ее правильной трактовки. В учебной литературе продолжает доминировать структурно-функциональный подход, основы которого были заложены в 30-х годах XX в. В его основе лежит анализ структуры рынка и выполняемых им функций. Выделяются четыре типа рынка, исследуются условия, которые господствуют на каждом из них (число продавцов и потребителей, условия входа-выхода, чувствительность к изменению цены, дифференциация продуктов, рациональность субъектов), анализируется эффективность в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, роль государства в корректировке рыночного механизма.
Ограниченность такого подхода заключается в том, что конкуренция рассматривается как результат определенных заданных предпосылок. Эталоном эффективной организации рынка выступает модель совершенной конкуренции, условия реализации которой столь нереалистичны, что их полное выполнение фактически означает уничтожение самого конкурентного процесса. Поэтому уже в 30-х годах XX в. получили широкое распространение различные варианты теорий несовершенной конкуренции.
Наиболее востребованной на современном этапе является теория развития Й.Шумпетера. Ему принадлежит приоритет в разработке инновационного подхода к анализу конкуренции. Рыночный механизм ученый рассматривает как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. С одной стороны, стремление завоевать монопольные позиции является основным стимулом конкуренции, с другой, монополистическая власть подстегивает конкуренцию, так как отрасли, получающие монопольную прибыль, привлекают других производителей. Следовательно, монополия становится мощным стимулом оживления конкуренции.
Й.Шумпетер предложил осуществлять анализ монополии и конкуренции с точки зрения динамики экономических процессов, что противостояло традиционному подходу, рассматривающему функционирование рынка сквозь призму статической эффективности. При статичном подходе к конкуренции количество ресурсов, производителей, способы производства задаются заранее.
В теории Й.Шумпетера стержень конкуренции нового типа образуют нововведения. Он выделял пять основных форм инноваций: производство нового продукта, введение нового производственного метода, освоение новых рынков, доступ к источникам сырья, внедрение новых методов организации производства. Нововведения динамизируют экономические процессы, являясь фактором «созидательного разрушения» равновесных ситуаций, ускорения изменения самих условий производства, реализации товаров.
Динамическую конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет нововведений, Шумпетер называет эффективной конкуренцией, которая является мощным стимулом расширения объемов производства, роста производительности труда, снижения цен, расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Наилучшие условия для осуществления конкуренции нового типа создают, согласно Й. Шумпетеру, монополии. Монополии отождествляются с крупными корпорациями, сосредоточившими в своих руках огромные ресурсы, что позволяет выступать им в качестве носителей технического прогресса. Монополию, основанную на нововведениях, Шумпетер назвал «эффективной монополией». С ней несовместимы застой, регресс, поскольку она стимулирует инновационную активность, выполняя позитивную функцию в национальной экономике.
Развитие идей Шумпетера нашло отражение в работах Дж.К.Гэлбрейта. С его точки зрения современная экономическая система состоит из двух секторов: планирующего, который представляет корпорации, являющиеся основой технологических инноваций и точками кристаллизации власти, и рыночного – сферы мелкого и среднего бизнеса.
Дж.Гэлбрейт подчеркивал, что для достижения высоких темпов технического прогресса и экономического развития необходимы крупные фирмы олигополистического типа, корпорации, способные аккумулировать большие финансовые ресурсы для осуществления инноваций. В этом случае рыночная власть создает условия для возмещения расходов и стимулы к новым разработкам.
Исходные установки Й.Шумпетера получили дальнейшее развитие в теории Ф.Хайека. В своей лекции «Конкуренция как процедура открытия» Ф.Хайек отстаивал идею, согласно которой конкуренция является процессом сбора, переработки и распространения информации. Цены представляют собой сигналы, средство передачи информации. Они являются инструментом координации индивидуальных действий при передаче рассеянного в социальной системе знания.
При разработке своей теории Ф.Хайек ввел серьезные методологические изменения в экономический анализ. Модель рационального субъекта была заменена гипотезой ограниченной рациональности. Каждый человек воспринимает и перерабатывает лишь часть доступной ему информации, т.е. действует в условиях частичной неопределенности или ограниченной рациональности.
Применительно к сложной экономической системе Ф.Хайек отрицает существование равновесия. Равновесие является не конечным результатом, а тенденцией, которая складывается в процессе обмена. Это повышает неопределенность и риск предпринимательства и определяет ценность конкуренции. Важнейшей функцией конкуренции становится не столько выявление и обобщение имеющихся знаний, сколько стимулирование поиска новых. Следовательно, конкуренция должна рассматриваться именно как динамический процесс изменения экономических условий.
Последователи Шумпетера подчеркивали, что оптимальной формой рыночной организации при динамическом подходе становится олигополистический рынок с умеренной дифференциацией продукта, сочетающий возможности риска и устойчивости предприятий. Отсюда вытекало значение потенциальной конкуренции на рынке как важного фактора, ограничивающего возможности злоупотребления доминирующим положением. Современная конкуренция превращается в сложный процесс поддержания границ между различными субъектами и нишами рынка. «Столбление» рыночных ниш происходит с помощью формальных и неформальных признаков (брэндов). Формирование брэндов, отделяющих продукт от аналогов и субститутов, а фирму от конкурентов, приводит к постоянному поиску новых конкурентных преимуществ, позволяющих увеличивать долю контролируемого рынка.
Отмеченные особенности современного развития теории конкуренции преломляются в экономической политике. Прежде предполагалось, что экономическая политика поддержки конкуренции должна поощрять мелкий и средний бизнес, обеспечивать жесткую антимонопольную борьбу, способствовать либерализации внешнеэкономических отношений. Концентрация капитала, развитие транснациональных корпораций, дифференциация продукта, расширение наукоемких отраслей, защита авторских прав – считались выражением монополистического поведения и такой же политики, идущей вразрез с мероприятиями по стимулированию конкуренции, как некой панацеи эффективности. Однако современная политика поддержки конкуренции должна поощрять возвышение наилучшего результата, побуждать экономических агентов к соревнованию, а значит, считаться с проявлениями экономической власти. Инновационная конкуренция, следовательно, предполагает либерализацию антимонопольного законодательства по отношению, прежде всего, наукоемких и экспортоориентированных производств.
При создании белорусской модели социально-ориентированной экономики важно учитывать рассмотренные выше тенденции переоценки взаимосвязи монополии и конкуренции. Инновационно-информационный характер современной конкурентной борьбы требует активного содействия созданию современных эффективных научно-промышленных комплексов на государственном уровне, интеграции с бывшими постсоциалистическими странами для формирования конкурентных преимуществ на основе развития человеческого капитала и новейших наукоемких технологий.
Основные выводы
1. Олигополия как тип рыночной структуры имеет следующие черты: а) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей; б) контроль над ценами ограничен взаимозависимостью олигополистов; в) существует возможность регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры; г) преобладает неценовая конкуренция.
2. В модели Курно фирмы максимизируют прибыль при заданном ожидаемом выпуске соперника, в результате чего равновесие устанавливается в точке пересечения кривых реакции дуополистов, совмещенных в двухмерном пространстве выпусков. В модели Бертрана фирмы максимизируют прибыль, принимая цены соперников заданными, и равновесие устанавливается в точке пересечения кривых реакции, совмещенных в пространстве цен.
3. В модели Штекельберга лидер заранее знает, что последователь будет вести себя по Курно, и захватывает часть рынка, максимизирующую его прибыль, в результате равновесие устанавливается в точке касания самой низкой из возможных изопрофит лидера с кривой реакции последователя.
4. В модели Чемберлина оба дуополиста учитывают, что объем производства соперника будет меняться в ответ на действия другого, в результате чего равновесие достигается на контрактной кривой.
5. В модели Эджуорта производственные мощности дуополистов ограничены, в результате чего равновесие на рынке не стабильно, а предполагает попеременный переход между циклами снижения и увеличения цен.
6. В модели картеля олигополистам известны функции отраслевого спроса и предельного дохода, а также издержки производства всех олигополистов, в результате чего они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой.
7. В модели ценового лидерства Форхаймера лидер устанавливает равновесную цену, не опасаясь входа на рынок новых фирм или увеличения производства на фирмах конкурентного окружения, и обладает информацией о кривых общеотраслевого спроса и предложения конкурентного окружения.
8. Модель ломаной кривой спроса объясняет устойчивость цен и ее пределы при олигополии. График спроса олигополиста имеет ломаный вид, неэластичный в сторону уменьшения цены и эластичный в сторону ее роста.
9. Общественная эффективность олигополии зависит от величины рыночной власти олигополиста, характера установления рыночного равновесия в отрасли и варьирует в зависимости от ее модели.
10. Вследствие противоречивости воздействия монополии и олигополии на уровень общественного благосостояния государства осуществляют антимонопольное регулирование для ослабления рыночной власти, ее ограничения или предотвращения приобретения ее экономическими субъектами.
Основные понятия
Антимонопольное законодательство
Антимонопольное регулирование
Дилемма заключенного
Дуополия
Изопрофитная кривая (изопрофита)
Индекс Херфиндаля–Хиршмана
Картель
Контрактная кривая
Коэффициент концентрации
Коэффициент Лернера
Кривая реагирования (реакции)
Лидерство в ценах
Матрица результатов игры
Модель Бертрана
Модель Курно
Модель ломаной кривой спроса
Модель Форхаймера
Модель Чемберлина
Модель Эджуорта
Олигополия
Олигопсония
Равновесие по Нэшу
Рыночная власть
Сговор
Теория игр
Вопросы для самопроверки
1. От чего зависит уровень общественной эффективности олигополии?
2. Каковы отличия моделей дуополии Бертрана от модели Курно?
3. Чем отличаются модели Курно, Штекельберга и Чемберлина?
Вопросы для обсуждения
1. В каких моделях олигополии равновесие является устойчивым?
2. В чем состоит суть стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии? Как его характер влияет на рыночное равновесие олигополии?
3. Каковы особенности антимонопольной политики разных стран?
Тесты и задачи
1. Расположите модели олигополии по степени убывания их общественной эффективности:
а) модель Штекельберга; б) модель картеля;
в) модель Чемберлина; г) модель Курно.
2.Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана для рынка, на котором:
а) действует одна фирма;
б) действует три продавца долями продаж 10%, 40% и 50%;
в) работают двадцать продавцов с одинаковыми долями продаж.
3. Олигополия всегда имеет более высокую общественную эффективность, по сравнению с монополией: а) да; б) нет.
4. Результатом взаимодействия олигополистов может являться равновесие по Нэшу, если они ведут себя:
а) по Курно; б) по Штекельбергу; в) как картель;
г) по Бертрану; д) по Чемберлину; е) по Форхаймеру?
5. Фирма исходит из предположения: если она повысит цену, ее соперники на это никак не прореагируют, но если она снизит цену, то ее поступят аналогично. Это означает, что эта фирма:
а) является самой эффективной;
б) является ценовым лидером;
в) имеет ломаную кривую спроса;
г) является конкурентом.
Литература
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.2. – Гл. 11.
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – Гл. 10.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 8.
4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2002. – Гл. 10.
5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – Гл. 9.
ГЛАВА 7. РЫНОК ТРУДА
Все рынки в экономической теории делятся на две большие группы:
· рынки потребительских благ;
· рынки факторов производства (производственных ресурсов).
Факторами производстваназывают те производственные ресурсы, которые включены в процесс производства благ.
Теорию факторов производства создал в XIX веке французский экономист Ж.Б.Cэй (1767–1832).
Ранее внимание было сосредоточено на изучении экономических процессов, которые складывались между потребителями и производителями на рынках готовой продукции – рынках потребительских благ. В данной теме рассматриваются особенности функционирования рынка труда.
Рынки ресурсов
Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий.
Рыночная цена на факторы производства также образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование на факторы производства имеет ряд существенных особенностей.
Для производства любого товара фирма должна сначала приобрести необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье и т.д., цены, на которые определяют издержки предприятия, а значит, его прибыль.
Владельцами и основными поставщиками экономических ресурсов являются домашние хозяйства. Цены на труд, капитал, землю определяют доходы тех, кто продает эти ресурсы. Например, цена такого производственного ресурса, как труд, – это заработная плата.
В рыночной экономике рынки ресурсов выполняют две основные функции. Они помогают определить, для кого производятся товары и услуги и как они производятся.
Определить, как производятся товары и услуги, возможно, поскольку большая их часть может быть произведена несколькими способами.
В то же время выбор методов производства зависит от соотношения цен на ресурсы. Ресурсы продаются и покупаются по определенным ценам, которые, в свою очередь складываются в зависимости от спроса и предложения. При изменении цены возможно и изменение методов производства.
В экономической литературе при ответе на вопрос, какие причины оказывают влияние на формирование цен на ресурсы, чаще всего называют следующие:
1. Денежные доходы. Владельцами производственных ресурсов являются домашние хозяйства, которые при его продаже ориентируются на уровень цен, который и определяет величину дохода.
2. Распределение ресурсов. Цена на ресурсы является фактором их размещения между различными сферами деятельности. Поскольку одни и те же факторы производства могут быть использованы в различных отраслях, то снижение цен на данный ресурс в одной из них может быть причиной изменения направленности его предложения в альтернативных сферах производства, где цены на реализуемый фактор выше. Данный механизм способствует перераспределению производственных ресурсов среди различных фирм и отраслей.
3. Минимизация издержек. Чтобы получить максимальный уровень прибыли, фирма должна выпускать максимальный уровень продукции при минимальных затратах, связанных с ее производством. Это возможно только при условии эффективного сочетания факторов производства и цен на них. В конечном итоге только цены определяют то количество труда, земли и капитала, которые следует использовать при изготовлении блага.
Спрос на ресурсы. Ресурсы – это товар, и на них действуют те же факторы, которые свойственны спросу на товар вообще. В то же время между спросом на факторы производства и спросом на рынке товаров и услуг можно выделить существенные отличия:
· спрос на факторы производства является производным спросом;
· спрос на факторы является взаимозаменяемым.
Ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной, зависимой от изменения спроса на готовую продукцию.
Спрос на ресурс является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов.
Это значит, что спрос на ресурс зависит от выручки, которую получает товаропроизводитель после продажи каждой дополнительно произведенной единицы продукции.
Производный спрос на средства производства – зависимость спроса на какой-либо фактор производства от спроса на товар, при производстве которого его используют.
В процессе производства, как правило, участвует несколько факторов производства. Использование различных факторов происходит одновременно.
Сэр Уильям Петти (William Petty) очень тонко подметил суть этой взаимосвязи: труд – отец богатства, а земля – его мать. Нельзя сказать, кто важнее для рождения ребенка – мать или отец. Также чаще всего невозможно определить, какая часть произведенной продукции была создана каким-либо отдельным фактором производства.
Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. –
М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – С. 211.
Данное обстоятельство, рассматривая производственную функцию, связано с взаимозаменяемостью ресурсов.
Производный спрос на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс зависит от:
· производительности ресурса при создании товара;
· цены товара, произведенного при помощи данного ресурса.
Ресурс, который является высокопроизводительным при производстве товара, естественно, будет пользоваться повышенным спросом и высоко оценен на рынке. И наоборот, чем ниже производительность фактора, тем ниже на него спрос и рыночная цена.
Из теории производства мы уже знаем, что производительность фактора определяется действием закона убывающей доходности (производительности), в соответствии с которым производительность переменного фактора снижается по мере присоединения его к постоянному и приобретает отрицательное значение, когда общее количество произведенной продукции приобретает свое максимальное значение.
Производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но и от цены на него. Тем самым производитель при определении объема производства, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки), будет исходить из уже известного нам принципа равенства между предельным доходом и предельными издержками (MR = MP). При этом оптимальный объем производства определяет величину спроса на ресурс.
Предельная доходность ресурса. Величины предельного дохода складывается под влиянием двух его составляющих:
· предельной производительности (МРфактора), то есть того дополнительного количества продукции, которое произведено дополнительно вовлеченным в процесс ее изготовления фактором производства;
· доходом, который может быть получен от продажи дополнительной единицы продукции (МR от продажи дополнительной единицы товара).
Произведение предельной производительности и предельного дохода позволяет определить предельную доходность фактора:
MRP фактора = (МР фактора) × (МR от продажи дополнительной единицы товара).
Предельная доходность фактора – это изменение дохода в результате продажи продукции, произведенной с помощью дополнительной единицы, вовлеченного в процесс производства фактора.
Так, например, предельная доходность фактора труд равна:
MRPL = МР × МRL. (7.1)
Предельная доходность земли:
MRPА = МР × МRА. (7.2)
Предельный продукт капитала:
MRPk = МР × МRk. (7.3)
Предельная доходность фактора различна для фирм «прайс-тейкер» и фирм, самостоятельно устанавливающих цены на свою продукцию.
Рассмотрим на конкретном примере логику выбора фактора производства, исходя из названных выше критериев.
Представьте себе, что Вы фермер, стремящийся к максимизации прибыли. В вашем районе Вы можете нанять необходимое количество сельскохозяйственных работников за 20 000 долл. в год. Ваш бухгалтер представляет Вам данные, аналогичные тем, что представлены в таблице, приведенной ниже. Как Вы поступите?
Расчет дохода от предельного продукта для предприятия,