Системы

Европейский экономический и валютный союз формировался с целью:

• создания условий для более эффективного функционирования экономики региона;

• упрочения экономических и политических позиций региона, становления Евросоюза в качестве второй по своей экономи­ческой мощи опоры современного мира;

• укрепления коллективной валюты, ее интернационализации. Поставленные задачи были решены к середине 2002 г., когда

единая европейская валюта стала единственным законным сред­ством расчетов на всей территории стран — членов валютного со­юза. Вместе с тем остается открытым вопрос о будущем евро, специалисты сходятся во мнении, что оно будет зависеть от успе­хов в формировании трех основных экономических факторов ус­тойчивости коллективной валюты:

• во-первых, это масштабы экономики стран ЕС, ее состояние;

• во-вторых, это степень участия Еврбсоюза в международном разделении труда;

• в-третьих, это степень развития финансовых рынков, что пре­допределяет активность иностранных инвесторов по исполь­зованию финансовых инструментов, эмитированных в евро.

В год введения единой валюты в зоне евро численность населе­ния составляла 290 млн человек, в США — 270 млн.

Доля зоны евро в мировом ВВП —16%, а доля США — 20%, т.е. США по этому показателю находились несколько впереди. Что касается участия в мировой торговле, то здесь США несколько отставали. Их доля в мировой торговле составляла 15%, в то время как доля зоны евро — 20%.

Приведенные данные свидетельствуют о сопоставимости по­казателей состояния экономик США и стран зоны евро. Вместе с тем по степени развития финансовых рынков Европа продолжает сильно отставать от США.

Можно предположить, что в более отдаленной перспективе евро начнет укреплять свои позиции. Уже в первый год функцио­нирования единой валюты мировые заемщики выпустили госу­дарственных ценных бумаг, номинированных в евро, на сумму 600 млрд долл., что превысило объем рынка аналогичных бумаг, номинированных в долларах.

Тем не менее доллар США продолжает занимать приоритет­ные позиции в мировой экономике: он обслуживает более 50% мировой торговли, участвует через кросс-курсы в определении курса валют большинства стран, используется в качестве денег при покупке и продаже других валют, 90% валютообменных опе­раций в мире осуществляется с участием доллара. На доллар США приходится около 70% валютных резервов всех стран мира. Из 92 сырьевых товаров, цены на которые публикует статистичес­кая служба ООН, только пять не имеют котировок в долларах США и только один товар — бананы продается на западноевро­пейскую валюту.

Однако запас прочности доллара не бесконечен. По мере рас­ширения Европейского союза и укрепления его экономики пози­ции американской валюты могут значимо подрываться, прежде всего по следующим направлениям:

вытеснение доллара из международных расчетов не только между странами — членами ЕС, но и из их расчетов с торговыми партнерами вне рамок Европейского союза;

вытеснение доллара из государственных и банковских резер­вов не только стран Европейского союза, но и стран — партнеров по экономическому сотрудничеству, что ведет к расширению зо­ны обращения евро в ущерб доллару;

перевод валютных резервов из долларов в евро стран, не входя­щих в еврозону, что будет означать окончательное превращение евро во вторую мировую резервную валюту;

создание по примеру зоны евро новых региональных валютных союзов. На роль региональных валют могут в долгосрочной перс­пективе претендовать японская иена, китайский юань, российс­кий рубль.

Расширение зоны евро, как и создание других региональных валют, несет доллару двоякую угрозу. С одной стороны, масштаб­ность этого явления придает угрозе устойчивый долговременный характер. С другой стороны, увеличение масштаба экономик, ох-

ватываемых вытесняющей доллар валютой, означает и увеличе­ние объема вытесняемых долларов. Как отмечают эксперты, глав­ная угроза доллару исходит не от национальных, а от региональ­ных валют.

Что касается евро, то наиболее оптимистические прогнозы ис­ходят изтого, что в ближайшие 10 лет доля евро в валютных резер­вах центральных банков сравняется с долей доллара и составит около 40%. В евро будет переведено от 500 млрд до 1 трлн долл., в том числе 400—700 млрд долл. активов частных вкладчиков и вложений в государственные облигации, 100—300 млрд долл. официальных резервов.

В условиях постепенной замены долларов на евро курс доллара в значительной мере будет зависеть от состояния экономик стран Европы и Азии, определяющих темпы перехода на евро в качестве резервной валюты. Можно предположить, что США — эмитент доллара — будут препятствовать этому процессу, ибо массовое возвращение необеспеченных долларов неизбежно негативно скажется на экономике США.

На исход конкуренции доллара и евро в значительной мере может повлиять Россия. По некоторым оценкам, объем имею­щихся у нее наличных долларов сопоставим с объемом этой валю­ты в стране-эмитенте, т.е. в США. Около 90% активов российских банков в иностранной валюте приходится на доллар. В связи с тем что основными статьями российского экспорта являются котиру­емые в долларах сырьевые товары, 80% внешнеторговых контрак­тов также заключаются в валюте США.

В структуре официальных валютных резервов России на долю доллара, по оценкам экспертов, приходится не менее 70%.

Таким образом, валютная политика России имеет ярко выра­женный продолларовый характер. Вместе с тем важнейшим эко­номическим партнером России является не США, во внешнетор­говом обороте с которыми доля России не превышает 1%, а пере­шедший на евро Европейский союз, доля которого во внешней торговле России — около 35%. Если учесть, что Европейский со­юз в ближайшие годы пополнится новыми членами из числа стран Центральной и Восточной Европы, то на долю этого региона бу­дет приходиться около половины внешней торговли России. Бо­лее того, Россию с ЕС связывают не только взаимная торговля, но и сотрудничество в области связи, транспорта, экологии, культу­ры, науки, миграции трудовых ресурсов. Все это подтверждает

целесообразность расширения масштабов использования евро для обслуживания сотрудничества России и ЕС.

Процесс «долларизации» через «евроизацию» российской эко­номики, очевидно, пойдет по следующим направлениям:

частичная конвертация долларовых резервов ЦБ РФ в евро;

реденоминация в евро задолженности России перед странами ЕС (как на государственном, так и на корпоративном уровнях);

использование евро в качестве валюты заимствования, а также в качестве валюты цены и валюты платежа при заключении конт­рактов на поставки из России в Европу товаров и услуг.

Разумеется, темпы реализации этих шагов должны соизме­ряться с темпами укрепления экономики ЕС, с уверенностью в необратимости процесса экономической и валютной интеграции стран ЕС.

Наши рекомендации