Кооперация в АПК
Постоянное совершенствование организации производства и углубление специализации требует установления постоянных и длительных производственных связей между предприятиями, изготавливающими совместно однородную специализированную продукцию.
Кооперирование производства — это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями в товарном производстве для совместного изготовления продукции. От простых хозяйственных связей между производителями и смежными поставщиками, от простых форм материально-технического снабжения кооперирование отличается особыми технико-экономическими взаимосвязями, что обусловлено совместным производством определенного продукта.
Между предприятиями-смежниками устанавливается производственная связь, при которой предприятия действуют по единому согласованному плану, решая совместно общую задачу на основе строгого соблюдения определенных технических требований.
Кооперирование является производной от специализации производства, которая, в свою очередь, как высшее проявление закона разделения труда ведет к созданию специализированных предприятий и отраслей. Специализированные предприятия занимаются изготовлением отдельных предметов, деталей, узлов, производством составных частей общей конечной продукции, в то время как создание самой готовой продукции требует специфических взаимосвязей, объединения общих усилий, позволяющих получить готовый продукт с особыми требованиями к его составным частям. Поэтому кооперирование развивается в меру развития специализации и за ее пределами становится нерациональным.
Лекция 3. Рыночная аграрная экономика
2.1 Понятие, роль и структура рынка
Классическим считается следующее определение рынка:
Рынок - это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.
Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства.
В развитых странах в отрасли сельского хозяйства участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее, экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире - производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.
Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:
закон стоимости - в соответствии с которым продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, но по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей;
закон экономии ресурсов - предполагает постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек. Нарушение этого закона обуславливает невозможность полноценного действия закона стоимости;
закон равновесия - в соответствии с которым при прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок обуславливает такие объемы производства, чтобы в любой момент времени потребности соответствующих покупателей могли быть удовлетворены в полном объеме, причем по приемлемым для покупателя ценам.
Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.
Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости - то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов - производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права - государственная, коллективная и личная. В принципе, в эту классификацию укладываются практически все существующие формы собственности, характерные для рыночной экономики (за исключением частной, отличие которой от личной собственности заключается в том, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако, в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Тем не менее, можно заключить, что право собственности является необходимым, но не достаточным условием существования рынка.
Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть, при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).
Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).
Функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того, как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие) объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам и именно такое положение является наиболее желательным для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства, спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.
Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.
2.2. Функции рынка в сельскохозяйственном производстве
В процессе деятельности рынок осуществляет следующие функции:
обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе, сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции, довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество:
стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энергоресурсами и транспортом) данная функция обуславливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;
обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий.
Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;
обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что ее действие не ограничивается границами одного предприятия или группы предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, транспорт, связь и т.д.);
обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса - воспроизводство товара «рабочая сила».
2.3. Рынок сельскохозяйственной продукции
Все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие четыре группы:
сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);
рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;
рынок сферы услуг;
рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).
Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:
рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;
рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);
рынок минеральных удобрений;
рынок кормов для животноводства.
Три первых сегмента являются внешними - продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли. Рынок кормов возникает внутри одной отрасли - покупателем выступает животноводство, а продавцом - растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может и вовсе отсутствовать.
На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для обеспечения производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:
информационные (включая услуги связи);
консалтинг;
научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);
технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);
ветеринарные;
мелиоративные;
изыскательские и землеустроительные.
Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:
услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;
услуги предприятий оптовой и розничной торговли;
услуги предприятий общественного питания;
услуги предприятий переработки.
На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего, причиной этому является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.
Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:
рынки продукции растениеводства;
рынки продукции животноводства;
рынки продукции переработки.
В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, предприятия аграрного сектора вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков. Это участие требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением.
После семи лет реформ наиболее распространенной организационно-правовой формой сельскохозяйственного предприятия по-прежнему является предприятие, основанное на коллективной форме собственности - акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный сельскохозяйственный кооператив. На федеральном уровне в качестве приоритетного направления определено развитие именно коллективной (не частной и не государственной) формы хозяйствования, а также совершенствование различного рода горизонтальных и вертикальных связей (кооперирование, специализация, комбинирование, частичная диверсификация).
Необходимо остановиться и на системе государственного регулирования агропромышленным сектором.
После проведенных преобразований система управления сельским хозяйством сектором представляет собой следующую вертикаль:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
министерства сельского хозяйства республик в составе Российской Федерации;
управление (департаменты) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований;
комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт - Петербурга;
районные управления (отделы) сельского хозяйства.
При этом основным и самым многочисленным органом управления являются райсельхозуправления. В отличие от аналогичных органов государственного управления сельским хозяйством, существовавшим в период плановой экономики, в настоящее время функции государственных органов существенно сужены и ограничиваются организацией взаимодействия как нижестоящих органов, так и сельскохозяйственных предприятий, организацией исследований и работ, носящих фундаментальный характер (семеноводство, сортоиспытание, племенное дело и т.п.), методической и консультационной помощью предприятиям, кадровой работой и некоторыми другими функциями.
Кроме того, совместно с другими органами государственного управления органы государственного управления агропромышленным комплексом осуществляют:
разработку основных направлений аграрной и продовольственной политики, прогнозирование развития и размещения отраслей агропромышленного комплекса, осуществление государственной инвестиционной политики в социальной сфере на селе; разработку методических рекомендаций и организацию бухгалтерского учета, оперативной, статистической отчетности и ревизионной работы; разработку балансов продовольствия, научно обоснованных норм и рекомендаций по питанию, изучение конъюнктуры рынка по экономическим районам и зонам, подготовку предложений по регулированию ценовой и кредитной политики, налогообложению, финансовой поддержке, формированию рыночной инфраструктуры.