Нетарифные методы регулирования торговли
Нетарифные ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки.
Цель этих мер — не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. С защитой национального рынка связано также применение ограничений в отношении экспортных операций. Особенность использования нетарифных ограничений состоит в том, что они вводятся как правило органами государственной власти, носят автономный характер, т.е. не связаны какими-либо международными обязательствами. Поэтому объем и методика их применения полностью регулируются национальными органами и правилами. Таким образом процесс регулирования внешней торговли с границ переносится вглубь страны, т.е. внутреннее законодательство в большей мере начинает выступать в качестве регулятора внешнеторгового оборота.
Административные нетарифные ограничения — это эмбарго, лицензирование и квотирование, “добровольные ограничения экспорта”, система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др. Меры этой группы ограничений, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу.
Нетарифные меры, регулирующие внешнюю торговлю, могут быть разделены на следующие группы:
-количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля); - технические меры (технические барьеры в торговле);
- сверхтарифные меры; меры валютно-финансовой политики;
- меры по защите экономических интересов страны по внешней торговле; - правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий.
Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании.
Количественные ограничения — квотирование, а также лицензирование — являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт конкретного товара.
Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.
Еще одним традиционным инструментом регулирования внешней торговли является квотирование. В торговой практике используются следующие виды квот: глобальные, индивидуальные, тарифные, сезонные.
В состав нетарифных ограничений входят также методы регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств.
Они содержат элементы валютного рынка, отношения экспортеров и импортеров с банками, систему национального и межгосударственного валютного регулирования, включая мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа. Их протекционистский эффект состоит в возможности увеличения стоимости импорта. В эту категорию нетарифных ограничений входят меры валютного регулирования, субсидии и финансовые льготы и требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов.
Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг, представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции. Демпинг — массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов с рынка.
В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны-экспортера, наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающий создание таковой. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. На практике встречается экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства. Это так называемый хищнический демпинг, направленный на вытеснение конкурентов с рынка на основе умышленного занижения цен с последующим установлением монопольных цен.
В международной торговой практике неблагоприятные экономические последствия демпинга устраняются путем введения антидемпинговых пошлин или принятия экспортером ценовых обязательств, предполагающих его отказ от поставок товара по заниженным ценам. Антидемпинговые пошлины применяются в рамках антидемпинговых мер и направлены на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.
Международное регулирование торговли осуществляется посредством согласованной политики нескольких государств (двух и более), направленной на регулирование товарообмена между ними, содействие его развитию.
Главным направлением и результатом межгосударственного регулирования международной торговли является ее либерализация. Это находит свое подтверждение в неуклонном снижении барьеров на пути международного товарообмена, устойчивом опережении темпов роста мирового экспорта по отношению к росту валового продукта.
Ведущая роль в регулировании международной торговли во второй половине XX в. принадлежит Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта организация была основана в 1947 г. и просуществовала до 1 января 1995 г., до момента учреждения Всемирной торговой организации.
ГАТТ создало надежную правовую основу для развития международной торговли и урегулирования разногласий, возникающих между странами в процессе взаимной торговли. С одной стороны, ГАТТ представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правил, регулирующих мировую торговлю и служащих основанием для обсуждения международных торговых проблем. С другой стороны, ГАТТ являлось международной организацией, своеобразным форумом для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам, нацеленных на снижение протекционизма во всем мире.
С 1 января 1995 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО), деятельность которой направлена на регулирование более широкого круга вопросов торговой политики в глобальном масштабе, чем во времена ГАТТ.
В своей деятельности ВТО призвана регулировать не только международную торговлю товарами, но также и торговлю услугами, отношения, связанные с торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности, и ряд других вопросов.
В состав ВТО в конце 90-х гг. входило более 130 стран мира. Эта организация отличается от других международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, процедурой приема, особым характером членства в ней и порядком принятия решений.
Вступление в ВТО представляет продолжительную процедуру присоединения страны-кандидата к данной организации, растягивающуюся, как правило, на несколько лет. В течение этого периода страна, намеревающаяся вступить в члены ВТО, должна привести свою систему внешнеторгового регулирования, а также бюджетную, налоговую, валютную системы в соответствие с требованиями ВТО. Члены ВТО обязаны предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации, содействуя тем самым либерализации торговли. При возникновении между ними разногласий по поводу торговых взаимоотношений не допускается принятия решения лишь одной из сторон конфликта. Решение должно быть принято в процессе согласования интересов всех стран, вовлеченных в конфликт. Такой порядок принятия решения обусловлен тем, что ВТО по своему характеру — это форум многосторонних торговых переговоров между ее участниками по вопросам их взаимных торговых отношений. Каждое государство — член ВТО имеет лишь один голос. В рамках ВТО действует система принятия решения путем консенсуса. В тех случаях, когда он не может быть достигнут, решение принимается простым большинством. Подобная процедура принятия решений, как правило, растягивается на несколько лет.
Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства — члены ООН.
ЮНКТАД — международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Это орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Он насчитывает 186 стран-членов. Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария).
Основные задачи — содействие развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений, служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.
МТП (международная торговая палата) или Всемирная торговая палата — наиболее старая неправительственная организация универсального (всемирного) значения в области содействия международным экономическим отношениям. Существует множество и других правительственных международных организаций в сфере международной торговли, но МТП не только “древнейшая”, но и наиболее результативная по степени воздействия на регулирование международной торговли.
Международная неправительственная организация основана в 1919 г. на Международной торговой конференции в Атлантик-Сити (США). Действует с июня 1920 г. Местопребывание — Париж. Имеет отделения в г. Нью-Йорке, Женеве, Гонконге.
В ее состав входят более 1500 национальных торгово-промышленных палат (иногда МТП называют “палатой палат”), союзов предпринимателей и более 6000 крупнейших хозяйственных компаний из большинства государств всего мира.
Целями МТП является содействие развитию международных экономических связей и снятию препятствий для этого, а также укрепление всесторонних контактов деловых кругов на международном уровне.
Официальная цель МТП — способствовать улучшению международных экономических отношений и на этой основе дальнейшему развитию открытой мировой экономики, взаимовыгодному сотрудничеству деловых людей и их организаций, дружественным отношениям между народами и их процветанию.
Деятельность Палаты направлена на создание системы рыночной экономики, основанной на принципах свободной и честной конкуренции, борьбу с протекционизмом в любой его форме, наиболее полную интеграцию всех стран в мировую экономику, облегчение коммерческого обмена через границы государств, упрочение уважения к высоким стандартам деловой активности, собственности и доверия к долгосрочным международным коммерческим связям.
Торгово-промышленная палата Российской федерации с 1993 г. является членом МТП со статусом “члена национального уровня” (т.е. общенационального значения). Другие российские торговые или торгово-промышленные палаты (региональные и т.п.) также являются членами МТП.
Важнейшим органом, действующим под эгидой МТП, является Международный арбитражный суд МТП для рассмотрения международных коммерческих споров.
Это не только один из старейших арбитражных судов подобного типа, но едва ли не самый авторитетный. Суд создан был еще в 1923 г. для разрешения споров по коммерческим контрактам, в особенности заключенным между предпринимателями из разных стран.
Всемирная таможенная организация (ВТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в т.ч. почти все бывшие республики СССР.
Главная задача организации — разработка и распространение единых таможенных “правил игры” с целью ускорения мирового кругооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. В этих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.
Представительными органами ВТО являются Совет, состоящий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политической комиссии, Финансового комитета и технических комитетов.
Высший орган Совета — это ежегодная встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности ВТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в Брюсселе (Бельгия).
Одним из основных направлений деятельности ВТО является совершенствование таможенного дела, т.е. выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений и конвенции ни пересмотру и обновлению документов и их адаптации к изменениям в мирохозяйственных связях. Наибольший практический вклад в развитие мировой экономики внесла разработка ВТО Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур — Конвенции Киото (принята в 1973 г.) и Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (принята в 1983 г. и начала применяться подавляющим большинство стран с 1988 г.). Последняя представляет собой универсальный классификатор товаров для составления ставок таможенных тарифов и внешнеторговой статистики, облегчающий их международное сопоставление.
Длительное время наша страна не являлась членом ВТО. В 1991 г. было оформлено ее членство в этой международной экономической организации. В настоящее время Российская Федерация избрана членом ее Политической комиссии и Финансового комитета. Представитель России является заместителем Генерального секретаря ВТО.
Тема 9. Международная торговля услугами
1. Сущность и классификация услуг
2. Особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования
Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.
Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность.
Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.
Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией.
Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др.
В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.
Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).
На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг:
- основные и
- обслуживающие куплю-продажу товаров.
К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:
1) внешнеторговые сделки по оказанию производственно-технических услуг (международный инжиниринг);
2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
3) внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.
Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.
В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.
В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);
2) оказание туристических услуг;
3) международные транспортные услуги.
Международный рынок услуг обладает определенными особенностями, одной из которых является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг — жилищно-коммунальных, образовательных и пр.
Услуги, направленные главным образом на личное потребление, не вовлекаются в международный хозяйственный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Они не в полной мере поступают на международный рынок услуг. Например, согласно положениям многих стран личное страхование граждан разрешается только резидентам страны. Между тем некоторые страны являются исключением, т.к. указанные выше услуги достаточно активно поступают в международный торговый оборот.
Другой особенностью международного рынка услуг является большее преобладание политики протекционизма в данной сфере по сравнению с международной торговлей товарами. Протекционизм в сфере услуг связан, во-первых, с необходимостью некоторой защиты национальных компаний и предприятий от иностранной конкуренции, во-вторых, с обеспечением интересов государства (например, в области обеспечения единой финансовой системы) и потребителей (например, требования к качеству услуг и их безопасности).
Однако после 2000 г. началась либерализация международной торговли услугами по причине расширения деятельности ГАТС. Несмотря на это, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Именно поэтому только за 2000 г. делегация Российском Федерации провела переговоры о доступе на рынки услуг с 26 членами ВТО. Подобные переговоры были проведены в связи с запланированным вступлением России в ВТО.