Устранение административных барьеров и формирование благоприятной инвестиционной среды

Важную роль в организации работы по устранению различного рода административных барьеров в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и в муниципальных образованиях региона, призвана сыграть реализация целой системы мероприятий, обеспечивающих дальнейшее продвижение по различным направлениям формирования благоприятной инвестиционной среды, предусмотренных инвестиционным стандартом (Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата), а также нашедших отражение в системе показателей ежегодного Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

На обеспечение благоприятного инвестиционного климата в автономном округе нацелена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы»[73], и целый ряд других правовых актов, в различных сферах. По многим направлениям инвестиционного развития разработаны и реализуются дорожные карты (планы мероприятий), позволившие достичь значительных качественных результатов, характеризующих уровень преодоления административных барьеров и создание благоприятной инвестиционной среды как в автономном округе в целом, так и в его муниципальных образованиях, в том числе, План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре[74], планы мероприятий по улучшению позиций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации[75] и др.

Вместе с тем, учитывая лучшие практики регионов Российской Федерации (Приложение В), в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре целесообразно также осуществление следующих шагов по устранению административных барьеров и формированию благоприятной инвестиционной среды для предпринимательской и инвестиционной деятельности, включая:

дальнейшую регламентацию процедур в инвестиционной сфере с целью их упрощения, в том числе на муниципальном уровне, обеспечивающих, в частности, сокращение сроков и числа процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, согласований с различными организациями, ввода объектов в эксплуатацию, подключения к сетям, сокращение времени регистрации прав собственности на недвижимое имущество и др., а также организацию контроля за соблюдением установленных регламентов с привлечением представителей предпринимательского сообщества;

перевод значительной части услуг для бизнеса в электронный вид, в том числе организация предоставления максимально широкого спектра услуг через «Личный кабинет инвестора» и др.;

расширение количества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых инвесторам и предпринимателям по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах, реализацию проектов создания в муниципальных образованиях сети «Бизнес-МФЦ» с участием привлекаемых организаций, предоставляющих услуги для бизнеса, включая, возможность подачи заявок на получение различных видов консультаций (по вопросам анализа рынка, разработки и экспертизы бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.), в том числе, с применением передачи ряда оказываемых услуг на аутсорсинг успешным в соответствующих сегментах рынка организациям; возможность подачи через указанные МФЦ заявок на технологическое присоединение к сетям, а также заявок на получение различных форм финансовой поддержки (кредитов, микрозаймов, субсидий);

оптимизация алгоритмов взаимодействия всех структур органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственных за инвестиционную политику, с определением функциональных зон деятельности, мер ответственности, системы показателей оценки деятельности, обеспечивающих сокращение временных и материальных затрат инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов;

создание штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в задачи которого войдет оперативное устранение административных барьеров и решение методических проблем, возникающих у предпринимателей, оказание консультационной помощи при взаимодействии с различными государственными структурами, инфраструктурными компаниями, контроль за работой «горячей линии», принимающей обращения по вопросам предоставления госуслуг для бизнеса (сообщения о нарушениях установленных процедур, жалобы на действия должностных лиц органов исполнительной власти и др.);

организацию мониторинга инвестиционных планов и анализа степени удовлетворенности компаний, присутствующих на территории региона, включая составление рейтинга «Топ-50 компаний с намерениями дальнейшего развития в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и «Топ-100 потенциальных инвесторов» с целью формирования адресных пакетов поддержки для разных типов бизнеса и инвесторов, таргетированной работы с ними, в том числе, после выхода инвестиционного проекта на операционную стадию в целях стимулирования реинвестирования, повторных инвестиций;

разработку программ прямого инвестиционного маркетинга для каждой группы потенциальных инвесторов, включая направление инициативных писем в их адрес с информацией об автономном округе и его инвестиционных возможностях, организацию ознакомительных бизнес-миссий в округ, внедрение регулярной процедуры получения обратной связи по результатам каждого контакта, анализ произведенных действий и их результатов;

разработку алгоритмов, программ, планов мероприятий, методических материалов по организации взаимодействия с федеральными институтами развития - РФПИ, ВЭБ, ЭКСАР (Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций), Фондом развития промышленности, Фондом развития моногородов, Роснано, Сколково, Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и др.;

методическую поддержку муниципальных образований округа в организации работы с различными типами инвесторов и взаимодействии с институтами развития, включая разработку и внедрение соответствующих методических рекомендаций, разработку и реализацию информационно-образовательных программ по работе с инвесторами и институтами развития, в том числе с применением информационно-коммуникационных решений по краткосрочным дистанционным образовательным программам для муниципальных служащих;

заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством округа и инвесторами с выдачей специальных сертификатов, обеспечивающих приоритетность рассмотрения вопросов сопровождения деятельности инвесторов;

проведение регулярного мониторинга лучших практик создания условий для привлечения инвесторов на региональном и муниципальном уровнях, нацеленного на отбор практик, а также разработку и реализацию дорожных карт по их внедрению в автономном округе и в муниципальных образованиях с целью обеспечения более комфортных условий осуществления инвестиционной деятельности в сравнении с другими регионами;

повсеместное внедрение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и муниципальных образованиях автономного округа с использованием проведения обучающих семинаров для участников системы управления проектами регионального и муниципального уровней, а также обеспечения увязки системы материального стимулирования государственных и муниципальных служащих с результатами реализации сопровождаемых проектов на основе ключевых показателей эффективности.

Действенным современным методом поддержки инвестиционной деятельности, формирования благоприятного инвестиционного климата должна стать организация широкомасштабной работы с максимальным вовлечением в процесс жителей и представителей бизнес-сообщества, направленной на формирование позитивного инвестиционного имиджа региона, путем создания системы региональных брендов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также информационное и маркетинговое продвижение региона в целом, его муниципальных образований и отдельных проектов (включая индустриальные парки, технопарк высоких технологий, промышленные технопарки, кластеры, приоритетные инвестиционные проекты и др.).

Формирование и уточнение образа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры призвано стать инструментом его эффективного позиционирования в естественной конкуренции регионов за внутренние и внешние инвестиции, обеспечить его привлекательность для иностранных партнеров. Использование технологий брендинга при формировании имиджа будет способствовать росту репутационного капитала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, позволит культивировать чувство гордости за свой регион и окажет позитивное влияние на социальное самочувствие жителей. Кроме того, разработка стратегии и программы комплексного продвижения бренда позволит оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социокультурные, спортивные и другие проекты, намечаемые к проведению в регионе. При комплексном подходе результаты работы по региональному брендингу не будут разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий: органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, средств массовой информации.

При разработке образа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры должно быть выполнено его точное позиционирование на основе: анализа потенциала для брендинга автономного округа и развития бренда, выявления лимитирующих факторов; анализа позиционирования автономного округа в СМИ; изучения восприятия автономного округа внутренними и внешними целевыми аудиториями; анализа конкурентной среды; разработки концепции бренда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для организации его продвижения, включая разработку стратегии продвижения, подготовку и реализацию ежегодного плана коммуникаций.

Привлечению внимания к автономному округу со стороны других регионов, местных и федеральных средств массовой информации будет способствовать при этом становление автономного округа в качестве центра компетенции в области бережливого производства и «пионера» по реализации данной концепции непрерывного совершенствования в России. Одним из инструментов реализации концепции может стать создание Центра по повышению производительности труда, в задачи которого должно входить повсеместное внедрение технологий бережливого производства в организациях различных отраслей экономики и социальной сферы, в органах государственного управления и местного самоуправления.

Среди важных направлений деятельности Правительства автономного округа по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности особое место должно занимать осуществление поддержки развития традиционной экономики и традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, включая модернизацию видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, которая получит дальнейшее развитие за счет внедрения информационных технологий, повышения транспортной доступности, государственной поддержки проектов в сфере этнографического туризма и традиционной хозяйственной деятельности через предоставление грантов, а также через совершенствование механизма взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера и хозяйствующих субъектов экономической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Так, с учетом результатов проведенного в автономном округе функционального зонирования территорий традиционного природопользования в прогнозный период предстоит выстроить на ее основе действенную систему оценки природного потенциала таких территорий, определив границы зон различных охранных режимов и ограниченного хозяйственного использования. Учет данной информации при подготовке и обосновании инвестиционных проектов в сфере недропользования, инфраструктурного обустройства, а также при планировании различных лесохозяйственных и природоохранных мероприятий на территориях традиционного природопользования позволит оптимизировать процедуру согласования размещения хозяйственных объектов с участием представителей коренных малочисленных народов Севера, обеспечив, при этом соблюдение также интересов инвесторов.

Минимизации ущерба исконной среде обитания, а также повышению социальной ответственности бизнеса будет способствовать выработка объективных критериев оценки возмещения вреда, нанесенного традиционным отраслям хозяйствования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов. Повышение точности оценки возможного ущерба будет способствовать при этом повышению эффективности инвестиционного проектирования за счет использования достоверных данных о предстоящих затратах на реализацию инвестиционных проектов в различных сферах экономики, повысит предсказуемость и прозрачность условий осуществления инвестиционной деятельности.

Наши рекомендации