Виды конечного творческого продукта и оценка деятельности предприятий культуры
Деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:
♦ производство художественного продукта для удовлетворения со
ответствующих потребностей индивидуумов, отдельных групп населе
ния и общества в целом;
4- всемерное расширение реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;
♦ обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных
слоев общества в аудитории различных видов художественного продук
та сферы культуры;
♦ сохранение и развитие национальных культурных традиций наро
дов Российской Федерации, взаимообогащение национальных культур;
♦ создание и распространение высокохудожественных ценностей,
имеющих нравственное значение и отвечающих задачам собственного
развития культуры и искусства.
Предприятие культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности. В соответствии с "Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (1995 г.), план включает в себя
♦ мероприятия, направленные на реализацию творческо-производ-
ственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление
материально-технической базы и социальное развитие организации куль
туры;
♦ объемы основной деятельности, определяемые спецификой орга
низации культуры и региональными условиями;
♦ объем финансовых средств и направления их использования в соот
ветствии с уставом (положением);
♦ единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целе
вых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных
мероприятий (работ, услуг).
Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов ирасходоворганизации культуры.
Потребность индивидуума в том или ином благе измеряется посредством цены, которую человек готов уплатить за исполнение или удовлетворение своего желания. Совокупности индивидуальных потребителей художественного продукта присуща обобщенная форма индивидуальной полезности продукта творческого труда. Специфические особенности потребностей отдельных лиц, их вкусы, характеры, настроение уравновешиваются сравнительно закономерной динамикой рыночного спроса.
Услуги творческих предприятий как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны, порой - уникальны. Но воспроизводство ресурсов социально-культурного обслуживания представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда: подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом акте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека (33;111).
Учреждения культуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы прежде всего выступают покупателями материальных условий своего
существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры, радио — и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, "отдельно от художественной деятельности создающего их художника" (2О;т.26,ч.П,с.42О). Технические возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существующего отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятий зву-ко - и видеозаписи, репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.
Разработка показателей эффективности работы предприятий культуры также предполагает измерение затрат и резуль гатов их деятельности, выражающееся в соответствующем анализе трудовых, материальных и финансовых ресурсов, то есть в системе частных показателей, характеризующих эффективность живого труда, затрат основных фондов и материальных ресурсов.
В зависимости от трактовки понятия конечной продукции предприятия социально-культурной сферы, частные показатели принимают различный вид, например:
+ размер капитальных вложений и материальные затраты в расчете на одно посещение театра, концерта, циркового представления;
♦ количество административных работников по отношению к числу
спектаклей;
+ число участников кружков художественной самодеятельности в клубе или дворце культуры;
♦ число книговыдач в расчете на одного работника (показатель про
изводительности труда библиотечных работников и популярности биб
лиотеки);
♦ число книговыдач по отношению к величине текущих материаль
ных затрат.
Для оценки экономической эффективности деятельности театрально-зрелищных предприятий и измерения конечной продукции исполнительских искусств могут использоваться:
♦ количество названий репертуара учреждения культуры;
♦ число представлений;
♦ число потенциальных посетителей (произведение числа представ
лений на вместимость зрительного зала);
♦ количество посещений;
♦ показатели отношения числа зрителей к числу основного персона
ла театра;
♦ показатели отношения расходов театра в среднем на один спек
такль к числу зрителей в среднем на один спектакль;
+ количество спектаклей, концертов, вечеров отдыха, обеспеченность населения другими услугами культуры на 1000 человек населения соответствующего региона, и т.д.
Распространены показатели, характеризующие интенсивность и объем потребления социально-культурных благ, среди которых:
♦ размер книжных фондов библиотеки;
♦ экспозиционные возможности музея или выставки;
♦ оборачиваемость книжных фондов, определяемая как отношение
числа книговыдач к величине книжного фонда;
♦ посещаемость одного спектакля;
♦ заполняемость зрительного зала и т.п.
Количественным измерителем конечной продукции рынка служат число представлений (мера продукции со стороны производства) и показатель посещаемости (мера продукции со стороны потребления). Предприятию культуры следует стремиться к совпадению этих двух показателей: числа потенциальных посетителей (произведение числа представлений на вместимость зрительного зала) и количеством фактических посещений. Оба показателя измеряют конечный творческий продукт -произведенный и потребленный.
Финансовые результаты работы предприятий оцениваются окупаемостью затрат в социально-культурной сфере, для чего применяется общий показатель рентабельности (доходности): отношение полученной прибыли к размерам вложений в основные и оборотные средства, то есть к текущим расходам.
Уровень рентабельности имеет пороговые значения:
♦ в пределах 6 % - имеются условия для поддержания устойчивости
рыночных позиций предприятия;
♦ в пределах 15 % - для снижения текущих издержек производства;
♦ не более 20 % - для вложений, направленных на проведение мер по
росту прибыли;
♦ около 25 % - для инвестиций в социально-культурную сферу.
Для анализа отраслевой оценки объема предоставляемых предприятием услуг целесообразно использовать показатель полезного результата, величина которого в массовых социально-культурных учреждениях определяется физическим объемом предоставляемых услуг и складывается из сборов от продажи билетов (или абонементов) и прочих доходов:
Б = ЧхЦ + рхС(9)
где: Ч - количество посещений;
Ц - средняя цена одного посещения;
р- прочие доходы из расчета на одно представление или посещение (от реализации буклетов ипрограммок, от рекламы, радио и телевидения, от сдачи в аренду помещений и т.д.;
С - число посещений (представлений).
Понятно, что эффект будет тем больше, чем выше средняя цена одного посещения и уровень посещаемости одного представления или мероприятия, а также чем ниже трудоемкость (затраты рабочего времени) и фондоемкость (затраты основного капитала) производства социально-культурных услуг.