Общая характеристика образовательных программ подготовки экономистов
Назначение образовательных программ — определить список учебных дисциплин, изучение которых превратит вчерашнего абитуриента в профессионального специалиста экономиста. Особенно важна последовательность изучения этих дисциплин от первого курса к пятому, внутри учебного года от семестра к семестру, а также продолжительность изучения каждой отдельной дисциплины и всех их вместе.
О том как формируются образовательные программы и в том числе программа курса «Введение в специальность экономиста» и как их используют профессора хотелось бы сказать ироничными словами американского профессора экономики Пола Хейне, который на страницах своей книги «Экономический образ мышления» рассуждал следующим образом:
«Основам экономических наук легко учить, потому что многие из нас видят в этом лишь повод поделиться со слушателями теми разрозненными знаниями и навыками, которые они приобрели в процессе собственных занятий экономикой. Подобных сведений так много и они настолько сложны, что преподавателям начальных курсов не надо ломать голову над тем, чем заполнить очередной учебный день. Всегда можно пуститься в описание каких-либо новых подробностей или потратить час на разъяснение тех, что остались не разобранными на прошлом занятии. Такого рода вопросы даже не требуется специально выдумывать. Уже один только перечень терминов — эластичность, совокупная (средняя, предельная) выручка, конкурентное равновесие в долгосрочном аспекте, предельная ценность продукта, 1S-LM, мультипликатор — дает вполне надежную основу для чтения полного курса лекций».
Возможно, в университетах США так оно и есть.
Каждая из современных специальностей экономиста использует свои, различные образовательные программы. Рассмотрим различия образовательных программ специальностей: экономическая теория; экономика труда; финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; национальная экономика; статистика.
Государственный образовательный стандарт определяет требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ подготовки экономистов, к условиям их реализации и срокам освоения. Так, для специальности 060100 «Экономическая теория» определено, что основная образовательная программа подготовки экономиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Основная образовательная программа подготовки экономиста предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
• цикл ГСЗ- — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
• цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины;
• цикл ОПД — обще профессиональные дисциплины;
• цикл СД — специальные дисциплины;
• ФТД — факультативы.
Аналогично этому построены общие образовательные программы подготовки экономистов специальностей: «Экономика труда»; «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Мировая экономика»; «Национальная экономика»; «Статистика».
Образовательный стандарт устанавливает не только состав и качество образовательных программ, но и продолжительность их изучения. Это необходимо в том числе и для планирования финансовых ресурсов на весь период обучения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения составляет 260 недель: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии — 190 недель; практики — не менее 12 недель; итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, — не менее 8 недель; каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) — не менее 50 недель.