Правоотношения по обеспечению занятости граждан
В современных условиях социально-экономического развития государства этот вид правоотношений приобретает особую значимость. С развитием рыночной экономики возникают сложности в формировании нового рынка труда, вследствие чего появляется негативное явление, именуемое безработицей. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создаёт необходимые условия для полной занятости населения.
Правовое регулирование отношений в области занятости осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 94. 2/1222; 2007. № 264. 2/1377; 2008. № 157. 2/1445, № 158. 2/1451; 2009. № 16. 2/1558, № 119. 2/1571, № 171. 2/1589; 2010. № 6. 2/1646, № 15. 2/1666, 2/1652], с изм. и доп. Данным нормативным правовым актом определяется правовая сущность занятости, порядок и условия регистрации граждан в качестве безработных, права и обязанности субъектов отношений и т.п.
Правоотношения по обеспечению занятости возникают при обращении гражданина в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве на работу, а в отдельных случаях при необходимости получения новой специальности или повышения квалификации. Таким образом, эти правоотношения могут относиться и к предшествующим, и к вытекающим из трудовых (например, при высвобождении работника за прежними трудовыми отношениями следуют вытекающие, ориентированные на получение новой специальности).
Правоотношения по обеспечению занятости дифференцируются на следующие основные виды:
1) между гражданином, нуждающимся в помощи по трудоустройству, и органом службы занятости;
2) между органом службы занятости и нанимателем;
3) между гражданином (безработным) и нанимателем (готовым принять его на работу на основании направления, выданного органом службы занятости);
4) между частным агентством по трудоустройству, гражданином, нуждающимся в работе, и соответствующим нанимателем.
Перечисленные правоотношения ориентированы на достижения определённой цели: с одной стороны – оказать помощь гражданину, нуждающемуся в трудоустройстве, с другой – обеспечить нанимателя необходимыми кадрами.
Основанием возникновения правоотношений между гражданином и государственным органом службы занятости является заявление гражданина об оказании ему помощи по трудоустройству. Гражданин приобретает статус безработного с момента регистрации заявления. Между ним и службой занятости устанавливается правовая связь, которая прекращается в случае трудоустройства или отказа гражданина от соответствующих услуг по трудоустройству.
Содержание данного правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей субъектов. В частности, гражданин (безработный) имеет право:
♦ обращаться в службу занятости, получать бесплатную информацию и консультацию по вопросам трудоустройства;
♦ получать пособие по безработице, стипендию при обучении, иную материальную помощь;
♦ требовать предоставления работы согласно выданному направлению;
♦ обжаловать действия органов службы занятости, нарушающие права безработного, и т.д.
Обязанности гражданина (безработного) заключаются в следующем:
♦ самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом службу занятости;
♦ являться по вызову в государственную службу занятости, а при отсутствии вызова – один раз в месяц в установленный срок;
♦ в определённое законодательством время обратиться в соответствии с направлением к нанимателю для трудоустройства;
♦ предварительно информировать службу занятости о месте своего нахождения в случае выезда в иной населённый пункт и т.п.
Органы службы занятости обязаны:
♦ информировать граждан о появившихся вакансиях; обеспечить регистрацию безработного;
♦ выдавать предусмотренные пособия по безработице, надбавки к ним, стипендии в период обучения;
♦ оказывать бесплатные услуги в профориентации и трудоустройстве, а также в подборе необходимой работы;
♦ предоставлять соответствующим категориям граждан установленные дополнительные гарантии и компенсации и др.
Правоотношения между органом службы занятости населения и нанимателем возникают с момента регистрации организации, т.е. с появлением у работодателя правоспособности, завершаются соответствующие правоотношения с прекращением его деятельности.
Наниматель, взаимодействуя с органом службы занятости, обязан: информировать её о наличии вакантных мест, потребности в кадрах, предстоящих высвобождениях работников, перечислять взносы в фонд занятости и т.п.
К основным обязанностям службы занятости в правоотношениях с нанимателя относятся:
♦ разработка программ занятости населения;
♦ внесение предложений по совершенствованию отношений;
♦ выделение соответствующих квот нанимателю для приёма граждан, нуждающихся в социальной защите;
♦ анализ спроса и предложения рынка труда;
♦ информирование нанимателя о состоянии рынка труда и имеющихся кадрах.
Правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и нанимателем возникает с момента обращения гражданина к нанимателю с направлением на работу, выданным органом службы занятости. Содержание данной правовой связи зависит от вида представленного направления.
Если направление выдано в счёт установленной брони, то на гражданина распространяется право требования заключения с ним трудового договора. Но вместе с тем на него возлагается и обязанность соблюдения соответствующей процедуры оформления трудовых отношений. Наниматель в свою очередь обязан принять гражданина на работу.
Если направление выдано не в счет брони, то оно имеет не обязательный, а рекомендательный характер для нанимателя, который вправе выбрать работника из числа всех обратившихся к нему по поводу приёма на данную работу, и направление органа службы занятости не может ограничить это право.
Рекомендательный характер направления позволяет также работнику по своей инициативе отказаться от заключения трудового договора с тем нанимателем, к которому он направлен. Однако следует отметить, что отказ безработного от двух предложений подходящей работы или двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите может служить основанием для снятия его с соответствующего учёта (ст. 25 Закона «О занятости населения Республики Беларусь»).
Правоотношения между частным агентством по трудоустройству, гражданином, нуждающимся в трудоустройстве, и нанимателем возникают на основании обращения гражданина в это агентство и соответственно между частным агентством и нанимателем, правовая связь возникает с момента заключения договора по подбору кадров. Важно отметить, что данная правовая связь (в отличие от иных видов правоотношений) носит возмездный характер. Прекращаются данные правоотношения с заключением трудового договора между гражданином и нанимателем или в случае отказа от услуг частного агентства по трудоустройству.