Методы государственного регулирования деятельности предприятий
Рыночная экономика сама по себе не является самоорганизующейся системой, поэтому для наиболее полного удовлетворения потребностей общества требуется государственное вмешательство в механизм функционирования рынка. Главной регулирующей и стимулирующей ролью государства является создание условий для хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования. За государством всегда сохраняются классические функции, такие как:
защита прав собственности;
обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной среде;
обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, поддержание конкуренции;
регулирование денежного обращения и обеспечение устойчивости национальной валюты;
контроль за состоянием и защита окружающей среды;
регулирование социальных отношений и социальное обеспечение граждан;
контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности;
обеспечение экономической безопасности страны и т.д.
Государственное регулирование экономики— это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государственное регулирование деятельности предприятийследует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.
Государственное регулирование распространяется на деятельность предприятий, поскольку они являются субъектами рыночных отношений. Все методы государственного вмешательства в деятельность предприятий можно разделить на:
· административно-распорядительные,
· правовые и
· экономические.
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести регулирование социальных проблем и проблем охраны окружающей среды, распределение контролируемых государством ресурсов, количественные ограничения импорта и экспорта.
Правовые методы заключаются в разработке и согласовании нормативно-правовых баз, на основании которых осуществляется деятельность предприятий и других субъектов хозяйствования. К методам правового регулирования можно отнести антимонопольное законодательство, упрощение регистрации предприятий, получения лицензий на различные виды деятельности, разработку стандартов и требований к качеству товаров и услуг.
Экономические методы влияния государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регуляторов таких как:
1) налоговая политика, налоговые льготы, амортизационные отчисления,
2) регулирование цен и ценообразования;
3) кредитная политика, льготное кредитование;
4) финансовая политика (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);
5) государственные ограничения (квоты, государственные заказы).
В целях стимулирования предпринимательской активностии привлечения инвестиций государство может создавать свободные экономические зоны, в которых предприятиям предоставляются льготы, например налоговые, возможность ведения упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности и т. п. Предприятиям в оффшорных зонах практически предоставлена неограниченная свобода, в распоряжении заработными средствами. Они могут осуществлять любые торговые и финансовые операции по всему миру без ограничений. К ним применяется упрощенный таможенный режим и сведенный к минимуму режим регистрации. Страны, имеющие оффшорные зоны, как правило, связаны со всеми международными финансовыми центрами, имеют солидные консалтинговые и адвокатские конторы, трастовые организации, которые в состоянии выполнить любые поручения клиентов.
Форма юридического лица | ООО | ОДО | ЧУП | ЗАО | ОАО | ПК (кооператив) |
Количество участников | не менее 2-х и не более 50-ти | не менее 2-х и не более 50-ти | только 1 | не менее 2-х и не более 50-ти | не менее 2-х | не менее 3-х |
Учредительные документы юридического лица | устав | устав | устав | устав | устав | устав |
Размер уставного фонда юридического лица | любой | любой | любой | минимум 100 базовых величин* | минимум 400 базовых величин* | любой |
Порядок и срок формирования уставного фонда | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами |
Право собственности на имущество | Общество | Общество | Собственник | Общество | Общество | Кооператив |
Место нахождения юридического лица | Административное помещение (не жилой фонд) - офис | Административное помещение (не жилой фонд) - офис | Административное помещение (не жилой фонд) - офис Негосударственный жилой фонд (квартира, дом), если учредитель в нем прописан или является его собственником | Административное помещение (не жилой фонд) - офис | Административное помещение (не жилой фонд) - офис | Административное помещение (не жилой фонд) - офис |
Возможности изменения состава участников | Выход Продажа (дарение, обмен) доли – отчуждение доли Исключение по решению суда | Выход Продажа (дарение, обмен) доли – отчуждение доли Исключение по решению суда | Продажа предприятия как имущественного комплекса Реорганизация | Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций | Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций | Выход Передача пая Исключение по решению Общего собрания |
Органы управления юридического лица | Общее собрание участников Наблюдательный совет (Совет директоров) Дирекция (Правление) или Директор Управляющая компания | Общее собрание участников Наблюдательный совет (Совет директоров) Дирекция (Правление) или Директор Управляющая компания | Собственник Директор Управляющая компания | Общее собрание акционеров Наблюдательный совет (Совет директоров) Дирекция (Правление) или Директор Управляющая компания | Общее собрание акционеров Наблюдательный совет (Совет директоров) Дирекция (Правление) или Директор Управляющая компания | Общее собрание членов Правление Председатель |
Обязанность по ведению бухгалтерского учета могут осуществлять | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета Директор | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета | Главный бухгалтер Бухгалтер Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета |