Качество как стратегический фокус.

Эффективные стратегии разрабатываются на основе относительно небольшого числа ключевых концепций и основных направлений, составля­ющих сердцевину, фокус всего происходящего. Сущность стратегий — создать такую модель, которая настолько правильно отбирает способы деятельности, что организация может добиться поставленных перед собой целей даже при действии непредвиденных внешних сил, тор­мозящих ее работу. Традиционные бизнес-стратегии фокусируются на финансах и маркетинге, поскольку именно эти два направления служат основными источниками получения конкурентного преиму­щества — на основе затрат и дифференциации. TQM ведет к совершенствова­нию по обоим этим направлениям. Поэтому TQM можно рассматривать как стратегию, особенно если учитывать важ­ность качества для удовлетворения потребительских запросов. Мно­гие компании понимают, что стратегия на основе качества может по­мочь им добиться существенных преимуществ на рынке. Однако гра­ницы между чисто «качественной стратегией» и бизнес-стра­тегиями размыты настолько, что сейчас принципы TQM фактически интегрированы в большинство обычных приемов планиро­вания бизнеса, применяемых во многих компаниях; то есть TQM стал базовой философией, фундаментом эффективно­го управления.

Для большинства компаний интеграция всеобщего менеджмента качества в стра­тегическое планирование бизнеса — результат естественной эволю­ции. Для большинства новых компаний или тех давно действующих, которые добились большого успеха, качество часто отходит на второй план, уступая первые позиции повышению объема продаж, наращи­ванию мощностей или обеспечению более оперативного производ­ства. У них стратегическое планирование, как правило, фокусируется исключительно на финансовых и маркетинговых аспектах. По мере того как компания начинает сталкиваться с более сильной конкурен­цией, на первое место у нее обычно выходит задача снижения затрат. На этом этапе некоторые подразделения или отдельные руководители могут стать сторонниками проведения различных инициатив, связан­ных с качеством, но качество не интегрируется в стратегический бизнес-план компании. Однако через какое-то время, столкнувшись с рыночным кризисом и повышением потребительских ожиданий, качество начинают считать все более важным аспектом, оно стано­вится частью общего стратегического плана и рассматривается как основная действующая стратегия.

Качество в процессе стратегического планирования.

Стратегическое планирование помогает руководству организации формировать ее будущее и управлять изменениями исходя из идеаль­ного видения того, чем организация может стать через 10 или 20 лет, и разрабатывая цели и планы действий в краткосрочной и долгосроч­ной перспективах, позволяющих реализовать это видение.

Многие организации мало занимаются стратегическим планиро­ванием лишь потому, что не рассматривают его как бизнес-процесс, то есть как процесс, на который в значительной степени могут по­влиять принципы TQM. Стратегическое планирова­ние предназначено, помимо выбора экономически целесообразных и реализуемых вариантов или задания конкретных целей, для сты­ковки рабочих процессов со стратегическими направлениями компании, тем самым гарантируя, что совершенствование и обучение будут усиливать выбранные компанией приоритеты. Использование систем­но выполняемого процесса помогает оптимизировать используемые ресурсы, добиваться наличия подготовленных работников и гаранти­рует состыкованность краткосрочных и более перспективных требо­ваний, для чего могут потребоваться, например, капитальные расхо­ды или разработка более тесных взаимоотношений с поставщиками. Рассматривая стратегическое планирование как процесс, организа­ции необходимо:

• планировать исходя из длительной перспективы и понимать ключе­вые влияния, риски, трудности и требования, способные повлиять на будущие возможности и направления деятельности организации. Это должно гарантировать, что краткосрочные планы деятельности будут согласованы с более перспективными стратегическими на­правлениями организации;

• прогнозировать, какой будет будущая конкурентная среда, что по­может определить и снизить конкурентные угрозы, сократить время реагирования на них и выявлять новые возможности;

• разрабатывать планы действий и распределять ресурсы, особенно человеческие, так, чтобы добиться согласования и стабильности и обеспе­чить основу для задания приоритетов по выполняемым видам дей­ствия, направленным на улучшение бизнеса, и довести эти приори­теты до всех заинтересованных лиц;

• гарантировать, что размещение ресурсов будет эффективным, то есть система измерения позволит отслеживать выполнение плана дей­ствий на всех участках.

Стратегическое планирование состоит из двух основных видов деятельности: разработки и реализации. Разработка стратегии включа­ет формулирование миссии организации, то есть концепции бизнеса и видения того, к чему она стремится, задание целей трансформирует миссию в стратегические цели по показателям функционирования; выбор стратегии приводит к определению конкретных действий, при помощи которых можно добиться поставленных целей. Основная за­дача на этапе реализации — эффективное и с высокой производи­тельностью выполнение стратегии, а также оценивание показателей функционирования и выполнение корректирующих действий, если это необходимо.

Разработка стратегии

Руководство организации прежде всего должно изучить варианты мис­сии, видения и базовых принципов организации и выбрать из них те, которые лучше всего подходят их организации. Эти составляющие становятся фундаментом стратегического плана. Основу существова­ния компании задает ее миссия (mission).Например, Procter & Gamble формулирует свою миссию («предназначение») так: «Мы предостав­ляем продукты отличного качества и высокой ценности, улучшаю­щие жизнь людей во всем мире». Миссия компании направляет раз­работку стратегий, этим вопросом в компании занимаются различные группы. Она задает и общие условия, в которых принимаются повседневные решения, и указывает ограничения на возможные стратегические ва­рианты. Кроме того, она помогает выбрать компромиссный вариант, учитывающий разные показатели функционирования и балансирую­щий краткосрочные и долгосрочные цели.

Видение (vision)описывает направление, в котором двигается орга­низация, и показывает, для чего она это делает. Например, видение Solectron формулируется просто: «Быть лучшими и постоянно совер­шенствоваться». Это кратко и легко запоминается, вдохновляет и сти­мулирует, привлекательно для всех заинтересованных лиц и описыва­ет идеальное состояние.

Ценности (values), или направляющие принципы (guiding principles),определяют, как будет реализовываться видение через сформулирован­ные отношения и методику работы сотрудников на всех уровнях организации и через их точное и осознанное поведение. Federal Express утвержда­ет: «Мы помогаем, мы вежливые, мы профессионалы и в отношении друг с другом, и с общественностью. Мы стараемся, чтобы после каж­дой трансакции с нами клиент был доволен». Далеко не все компании четко разделяют свои миссию, видение и ценности.

Миссия, видение и направляющие принципы создают фунда­мент для стратегического планирования. Топ-менеджеры и другие высшие руководители компании должны сформулировать эти составляющие в явном виде. Кроме того, они должны быть доведены до остальных сотрудников и реа­лизовываться на практике, только в этом случае они станут «реальностью» для сотрудников и всех остальных людей, групп и организаций из внеш­ней среды, которые взаимодействуют с компанией.

Хотя миссия, видение и ценности организации меняются редко, этого нельзя сказать о внешней среде, в которой существует и дей­ствует организация. Поэтому разработка стратегии требует оценива­ния внешней среды, прежде всего таких ее ключевых факторов, как:

- потребительские и рыночные требования, ожидания и возможности;

- технологические и инновационные аспекты, способные повлиять на продукты или операции;

- сильные и слабые участки организации, в том числе относящиеся к человеческим и другим ресурсам;

- финансо­вые, социальные, этические, регулирующие нормы, а также потенци­альные риски, изменения, происходящие в глобальной или нацио­нальной экономике;

- факторы, уникальные для организации: запро­сы партнеров и цепей поставок, их сильные и слабые стороны.

Эта информация обычно собирается, сохраняется и используется как ис­ходные данные для процесса планирования. Такая оценка окружаю­щей среды часто дополняется проведением SWOT-анализа (strength, weakness, opportunities, threats — сильные стороны, слабые стороны, возмож­ности, угрозы), что помогает идентифицировать критические факторы успеха, на которых стратегия должна фокусироваться.

Разработка стратегии ведет к четким формулировкам стратегии, целей и планов действий. Стратегия (strategies)— это широкое заяв­ление, задающее общую направленность деятельности организации, так чтобы она могла реализовать свои миссию и видение. Стратегия может быть направлена на то, чтобы компания стала лучшим по­ставщиком, производителем с самыми низкими затратами, рыноч­ным новатором или провайдером, с широкими функциональными возможностями, провайдером индивидуализированных услуг. Стра­тегические цели (strategic objectives) — это то, что организация должна изменить или улучшить, чтобы остаться конкурентоспособной. Они обычно фокусируются на внешнюю для организации среду и связаны с потребителями рынком, товаром, услугой или технологическими возможностями и вызовами. Другими словами, стратегические цели задают долгосрочную направленность деятельности организации и по­могают ее руководителям принимать решения о распределении ре­сурсов. Например, стратегической целью поставщика, действующего в отрасли с сильной конкуренцией, может быть занятие позиции ценового лидера и ее сохранение. На основе стратегии разрабатываются конк­ретные планы действий (action plans),где четко описывается то, что нужно сделать, планы использования человеческих ресурсов, вспо­могательные показатели и индикаторы функционирования, а также планы размещения ресурсов.

Принципы всеобщего менеджмента качества могут улучшить процесс стратегичес­кого планирования в организации и тем самым привести к разработке более совершенных стратегий. Эффективность стратегического пла­нирования во многом зависит от степени понимания потребитель­ских и рыночных запросов и ожиданий, а также от конкурентной среды и уже имеющихся у организации характеристик.

Сфокусированность на командной работе порождает в организа­ции ожидания, что каждый ее сотрудник будет вносить свой вклад в формулирование стратегии. В настоящее время во многих организа­циях в процессе планирования активно участвуют топ-менеджеры, сотрудники на остальных уровнях и даже потребители и поставщики. Сбором информации, ее анали­зом и выводами занимаются работники отделов продаж, маркетинга, обслуживания, инженерных работ и производства, сведенные в функ­циональные или межфункциональные команды. Эта информация пе­редается в комитеты, системно занимающиеся вопросами лидерства, и в совет по операциям, где на основе критических факторов успеха происходит ее интеграция и синтез в стратегии и цели. К стратегическому планированию также привлекаются за­казчики и поставщики, что отражает их важность в работе цепи поста­вок. Заказчики и поставщики могут предложить важные рекомендации для организации, когда она планирует свои будущие действия.

Сфокусированность на измерениях и объективном обоснова­нии действий позволяет реально проверить эффективность стратегии и текущие показатели функционирования на то, как организация реша­ет свои задачи и добивается поставленных целей. Идея непрерывного совершенствования помогает организации лучше разобраться с тем, как она может улучшить процесс своего стратегического планирова­ния. Аспекты процесса, которые можно улучшить, становятся основой для прогноза будущего спроса, оцени­вания внутренних возможностей и интеграции внутренних и внешних перспектив в рамках единого процесса планирования. Способ выпол­нения этого — изучение эффективных процессов, применяемых дру­гими, и адаптация новых идей к своей организации.

Важной задачей является согласование операционной деятельности операции компании с ее стратегической направленностью и отслеживание ее реализации. Большинство предприятий традиционно полагаются на данные, в основе кото­рых лежат только финансовые показатели или производительность предприятия, в частности, доходность на инвестиции, доходность на акцию, производительность труда основных работников и коэффи­циент загрузки оборудования. К сожалению, многие из этих индикаторов не точны, к тому же количественные составляющие в них перевешивают качественные. Из-за этого:

- не хватает произ­водственных мощностей;

- основные изменения в бизнесе осуще­ствляются тогда, когда уже слишком поздно;

- ставка делается на функции, а не на межфункциональные процессы;

- неадекватное вни­мание уделяется трудным для представления в числовом виде ре­сурсам, таким, как интеллектуальный капитал.

Сегодня многие организации пользуются «сбалансированной системой показа­телей», позволяющей получить всестороннюю картину функционирования организации.

Термин сбалансированная карта (или сбалансированная система показателей – balanced scorecard) предложили Роберт Каплан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton) из Harvard Business School, отреагировав на узкие места традиционных бухгалтерских показателей. Цель этой карты — «трансформировать стратегию в параметры, позволяющие унифицировано довести ваше видение до всей организации». Их версия сбалансиро­ванной карты показателей состоит из четырех составляющих, или перспектив.

• Финансовая перспектива. Измерение итоговых результатов, которые бизнес приносит акционерам. Сюда входят рентабельность, рост доходов, доходы на инвестиции, экономическая добавленная цен­ность и акционерная стоимость.

• Внутренняя перспектива. Здесь основное внимание уделяется пока­зателям основных внутренних процессов, определяющих сущность бизнеса. Сюда входят такие параметры, как уровни качества, про­изводительности, время цикла и затраты.

• Потребительская перспектива. Измеряют потребительские запросы и степень их удовлетворения, а также рыночную долю. К парамет­рам этого рода относятся объем и уровень услуг, коэффициент удовлетворения потребителей и коэффициент повторного совер­шения сделок.

• Перспектива инноваций и обучения. По этой составляющей основное внимание уделяется фундаменту, на котором организация может добиться успеха в будущем, — ее персоналу и инфраструктуре. К клю­чевым параметрам могут относиться интеллектуальные активы, сте­пень удовлетворения сотрудников, рыночные инновации и разви­тие навыков и умений.

Хорошая сбалансированная карта показателей содержит параметры и индикаторы опережающего и запаздывающего типа. Запаздывающие показатели (результаты) сообщают, что уже про­изошло; опережающие показатели (факторы, влияющие на показате­ли функционирования) прогнозируют будущее. Например, опрос по­требителей по последним совершенным им трансакциям может стать основным индикатором для удержания потребителей (запаздываю­щий индикатор); уровень удовлетворения сотрудников может стать опережающим индикатором и свидетельствовать, какой может быть текучесть кадров. Применяемые показатели и индикаторы должны также позволять выявлять причинно-следственные связи по всем вы­деленным перспективам.

Сбалансированная система показателей, предложенная Капланом и Нортоном, — только одна из разновидностей систем измерения функ­ционирования, которые появились после того, как компании поняли важность широкого набора показателей функционирования, позволя­ющих получить полную картину деятельности организации.

Компаниям необходимо получать ответ на основной вопрос: как общее повышение качества товара или услуги или технологических показателей сказывается на изменении финансовых показателей ее деятельности и степени удовлетворения потребителей? Ведущие ком­пании для анализа данных и трансформации их в полезную информа­цию пользуются широким набором статистических инструментов и структурированных методов.

Подобный подход помогает лучше разобраться в важных причинно-следственных связях.

Задачи планирования качества

Содержание термина «планирование качества» за последнее время в рамках развития теории TQM претерпело существенные изменения. Планирование качества имеет важное значение в системе всеобщего менеджмента качества и может оказывать существенное воздействие на качество продукции или услуг, результативность работы и финансовые показатели и, следовательно, на выполнение требований потребителей и других заинтересованных сторон.

При этом в центре внимания находится определенная последовательность действий (цепочка создания прибавочной стоимости), которая при каждом цикле улучшения или обновления продукции должна выглядеть по-новому (рис.4.1).

Качество как стратегический фокус. - student2.ru

Рис. 4.1. Петля качества по М. Портеру

Данная последовательность тесно согласуется с методологией, известной как система оперативных задач цикла качества Шухарта – Деминга «Планируй – Выполняй – Проверяй – Корректируй» («Plan – Do – Check – Act», или сокращенно PDCA) (рис. 4.2).

Качество как стратегический фокус. - student2.ru

Рис.4.2. Система оперативных задач цикла качества Шухарта – Деминга

Этот цикл основан на простом предположении того, что для достижения непрерывного улучшения какого-либо процесса необходимо спланировать этот процесс, выполнить план, сделать проверку, проанализировать полученные результаты и действовать ради улучшения процесса. Цикл подразумевает непрерывное улучшение в каждой последующей фазе.

Цикл PDCA хорош тем, что он прост и соответствует образу действия людей, он обеспечивает нас общим языком, ясной моделью, которую мы можем использовать ради улучшения качества.

Последовательность применения принципа PDCA показана на рис. 4.3.

Качество как стратегический фокус. - student2.ru

Рис.4.3. Последовательность применения принципа PDCA

Цикл PDCA лежит в основе планирования, выполнения, проверки и
улучшения практически всех бизнес-процессов предприятия. PDCA
удерживает нас на правильном пути при решении проблем и при непрерывном улучшении процессов.

Необходимо отметить что, петля качества также согласуется с определением термина «планирование качества». В стандарте ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», дается следующее определение планирования качества:

«Планирование качества — часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые оперативные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества». Схематически это определение можно представить следующим образом (рис. 4.4).

Качество как стратегический фокус. - student2.ru

Рис. 4.4. Структура планирования качества

В структуре планирования качества, с одной стороны, четко прослеживается определяющая роль политики руководства в области качества, а с другой — подчеркнута более четкая ориентация планирования качества на удовлетворение требований потребителя. При этом ориентация планирования качества происходит из так называемого метауровня, состоящего из философии предприятия, образа мыслей, ценностей и взглядов его руководства. Важнейшая составляющая планирования — формирование целей предприятия в области качества.

При формировании целей в области качества происходит выяснение: представлений и мотивов предприятия (чего мы хотим), собственных качеств (какие мы есть), положения дел в организации (о чем мы думаем, чему придаем значение) и отношения к основной деятельности (как мы работаем).

На рис. 4.5 представлены основные составляющие, на которые необходимо обращать внимание при определении целей.

Качество как стратегический фокус. - student2.ru

Рис. 4.5. Составляющие при формировании целей предприятия

На базе анализа всех составляющих должна осуществляться как постановка целей в области качества, так и идентификация основных и вспомогательных производственных процессов и обеспечивающих их ресурсов.

Методы и инструменты планирования качества

Планирование качества сопровождает разработку продукции на всех фазах круга качества, начиная с появления идеи. Так как планирование качества охватывает различные подразделения, его нужно обязательно согласовывать и координировать. Таким образом, стратегическое значение планирования качества вынуждает определять методику образа действий, т. е. методы и инструменты планирования качества.

При проведении работ по планированию наибольшее распространение получили следующие методы:

- QFD (Quality Function Deployment) — развитие функций качества;

- FMEA (Failure Mode Effect Analyses) — анализ возможностей и влияния несоответствий;

- Benchmarking — методика управления, направленная на улучшение качества и достижение превосходства в конкурентной борьбе,

- а также семь основных инструментов: лист сбора данных, диаграмма потока, причинно-следственная диаграмма, карта управления качеством, гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма корреляции.

Методы планирования качества служат прежде всего для разработки продукции и услуг, а также стратегии качества на предприятии и будут рассмотрены далее, а мы более подробно остановимся на описании семи основных инструментов менеджмента качества.

Наши рекомендации