Что такое управление знаниями?
Управление знаниями (18 апреля).
Основные предпосылки формирования экономических знаний:
· превращение знаний в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;
· увеличение доли сферы услуг и опережающий рост «знаниемких» услуг для бизнеса;
· рост знания человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;
· развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;
· превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик.
Факторы торможения:
· приоритетность развития сырьевого сектора;
· ориентация на краткосрочные цели;
· недооценка человеческого капитала;
· нарушение преемственности научных и технических знаний.
Основные проблемы в сфере управления знаниями для отечественных компаний:
· затраты времени на поиск нужных знаний и нужных людей очень существенны (>50%);
· одну и ту же информацию ищут снова и снова;
· ресурсы не актуальны, в них хранится старая, никому не нужная информация;
· ушёл человек — вместе с ним «уходят» все его контакты;
· прошлый опыт компании никак не учитывается, поэтому все регулярно наступают на одни и те же грабли;
· новички адаптируются долго и неэффективно;
· никто не знает, «кто что знает», и спрашивает у того, с кем знаком лично;
· разные подразделения работают с одними и теми же клиентами, не подозревая об этом.
Чтобы управлять знаниями, необходимо ответить на следующие вопросы:
· что для организации является знаниями?
· Кто в организации обладает знаниями?
· Кто в организации обладает знаниями о знаниях?
· Как знания создаются, передаются, обновляются и хранятся?
· Как организован доступ к имеющимся в компании знаниям?
· Какая часть имеющихся в компании знаний используется, доступна и востребована?
· Сколько стоят все эти знания и как оценить их ценность для организации?
Что такое управление знаниями?
«Совокупность процессов, инструментов и культуры, которые предоставляют нужную информацию для нужных людей в нужное время для принятия правильных решений, реализации возможностей бизнеса и продвижения инновационных идей»
ChevronTexaco
«Создание условий, при которых нужные люди смогут получать нужную информацию и знания в нужное время для выполнения нужных задач»
Билл Гейтс
Управление знаниями (Knowledge Management) — процесс, отвечающий за сбор, анализ сохранение и предоставление знаний и информации в организации с целью создания ПРИБЫЛИ для сотрудников, клиентов и акционеров.
Стратегия управления знаниями направлена на предоставление вовремя нужных знаний тем членам организации и окружения, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности организации.
Данные, информация, знания, мудрость
Данные — это неструктурированные цифры и факты вне контекста;
Информация — это структурированный поток данных в контексте;
Знание — это совокупность профессиональных навыков, умений, способностей, жизненного опыта и мудрости, деловых и личностных контактов, которые используются людьми для достижения поставленных целей.
Мудрость — это понимания материального и способность принимать решения, основываясь на логических рассуждениях.
Преобразование данных в мудрость:
«Третий европейский доклад о показателях развития науки и техники: к экономике, основанной на знаниях» (Европейская комиссия, 2003 г.)
Классификация знаний:
· научные знания;
· технические (технологические) знания;
· инновации;
· человеческий капитал;
· квалификации (компетенции);
· ИКТ (информация).
Разновидность знаний:
· формализованные и неформализованные;
· явные и неявные;
·
· кодируемые и привычные;
·
· хорошо структурированные;
· полуструктурированные;
· неструктурированные;
·
· практически, теоретические, стратегические;
· общие и специфические;
· научные, коммерческие;
· о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах.
Явные знания | Неявные знания |
Охватывают те знания, насчёт которых мы знаем, что можем их записать, сообщить другим, передать другим (сообщить или научить), ввести в базу данных. ЭТИ ЗНАНИЯ СОЗДАВАТЬ НЕ НАДО! | Существуют исключительно в головах сотрудников: · это то, о чём мы не знаем, что мы знаем; · ментальные модели и способы организации мышления; · автоматические навыки; · секреты мастерства и «ноу-хау»; · озарение; · интуиция. |
Формализованные знания(явное, передаваемое, explicit) | Неформализованные знания(неявное, неотделяемое, tacit) |
Это знание, которое может быть кодифицированно и передано средствами формального, систематического языка от одного лица к другому. К формализованным знаниям относятся знания, содержащиеся в докладах, отчётах и др. | Это опыт, интуиция, умения, впечатления, мнения, отношения и др. - всё, что невозможно или сложно формализовать. Это знание приобретается на практике и только частично может передаваться от одного лица к другому. |
Сотношение формализованных и неформализованных знаний:
Этапы управления знаниями:
1. приобретение знаний — использование и приспособление для своих нужд уже имеющихся в мире знаний;
2. усвоение знаний — обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении всей жизни и развитие системы высшего образования;
3. передача знаний — использование новой информационной и телекоммуникационной технологии на основе конкуренции, соответствующего нормативно-правового регулирования и обеспечения доступа к информационным ресурсам.
Модели трансформации знаний:
Социализация.
Неформализованное → неформализованное
создаёт дружественное знание. Данный процесс предполагает передачу знаний в процессе обучения через наблюдения, подражание, совместное выполнение работы.
Экстернализация
Неформализованное → формализованное
инициируется диалогом или коллективным размышлением, происходящих с использованием метафор или аналогий, помогающим членам команды выразить своё неформализованное знание и создать концептуальное знание.
Главное в процессе экстернализации — это изменение менталитета, отказ от привычного восприятия знаний как собственности их носителя, понимание того, что благосостояние сотрудника напрямую зависит от благосостояния фирмы, а обмен знаниями способствует повышению конкурентоспособности компании.
Комбинация
формализованное→ формализованное
создаетсистемноезнание за счёт образования связей между только что созданным и уже существующим знанием, но принадлежащий другим структурам организации. При помощи комбинации создаются новые продукты, услуги, системы управления.
Интернализация
формализованное → неформализованное
создает операционное знание в форме общей интеллектуальной модели или технологического «ноу-хау», как правило, посредством обучения на практике.
Спираль знания:
Принципы управления знаниями:
· одна из важнейших задач управления знаниями — это трансформация индивидуальных и неявных знаний в организационные знания.
· Вторая задача — создание организационного контекста, который поддерживает и способствует развитию новых знаний путем организационного научения (organizational learning), создание обучающейся организации.
Организационное знание — это способность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продаваемых товарах и услугах.
Оно создается на разных уровнях фирмы и формируется не только за счет внутренних источников, но и за счёт активного включения рыночного окружения.