Что такое управление знаниями?

Управление знаниями (18 апреля).

Основные предпосылки формирования экономических знаний:

· превращение знаний в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;

· увеличение доли сферы услуг и опережающий рост «знаниемких» услуг для бизнеса;

· рост знания человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;

· развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;

· превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик.

Факторы торможения:

· приоритетность развития сырьевого сектора;

· ориентация на краткосрочные цели;

· недооценка человеческого капитала;

· нарушение преемственности научных и технических знаний.

Основные проблемы в сфере управления знаниями для отечественных компаний:

· затраты времени на поиск нужных знаний и нужных людей очень существенны (>50%);

· одну и ту же информацию ищут снова и снова;

· ресурсы не актуальны, в них хранится старая, никому не нужная информация;

· ушёл человек — вместе с ним «уходят» все его контакты;

· прошлый опыт компании никак не учитывается, поэтому все регулярно наступают на одни и те же грабли;

· новички адаптируются долго и неэффективно;

· никто не знает, «кто что знает», и спрашивает у того, с кем знаком лично;

· разные подразделения работают с одними и теми же клиентами, не подозревая об этом.

Чтобы управлять знаниями, необходимо ответить на следующие вопросы:

· что для организации является знаниями?

· Кто в организации обладает знаниями?

· Кто в организации обладает знаниями о знаниях?

· Как знания создаются, передаются, обновляются и хранятся?

· Как организован доступ к имеющимся в компании знаниям?

· Какая часть имеющихся в компании знаний используется, доступна и востребована?

· Сколько стоят все эти знания и как оценить их ценность для организации?

Что такое управление знаниями?

«Совокупность процессов, инструментов и культуры, которые предоставляют нужную информацию для нужных людей в нужное время для принятия правильных решений, реализации возможностей бизнеса и продвижения инновационных идей»

ChevronTexaco

«Создание условий, при которых нужные люди смогут получать нужную информацию и знания в нужное время для выполнения нужных задач»

Билл Гейтс

Управление знаниями (Knowledge Management) — процесс, отвечающий за сбор, анализ сохранение и предоставление знаний и информации в организации с целью создания ПРИБЫЛИ для сотрудников, клиентов и акционеров.

Стратегия управления знаниями направлена на предоставление вовремя нужных знаний тем членам организации и окружения, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности организации.

Данные, информация, знания, мудрость

Данные — это неструктурированные цифры и факты вне контекста;

Информация — это структурированный поток данных в контексте;

Знание — это совокупность профессиональных навыков, умений, способностей, жизненного опыта и мудрости, деловых и личностных контактов, которые используются людьми для достижения поставленных целей.

Мудрость — это понимания материального и способность принимать решения, основываясь на логических рассуждениях.

Преобразование данных в мудрость:

 
 

«Третий европейский доклад о показателях развития науки и техники: к экономике, основанной на знаниях» (Европейская комиссия, 2003 г.)

Классификация знаний:

· научные знания;

· технические (технологические) знания;

· инновации;

· человеческий капитал;

· квалификации (компетенции);

· ИКТ (информация).

Разновидность знаний:

· формализованные и неформализованные;

· явные и неявные;

·

· кодируемые и привычные;

·

· хорошо структурированные;

· полуструктурированные;

· неструктурированные;

·

· практически, теоретические, стратегические;

· общие и специфические;

· научные, коммерческие;

· о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах.

Явные знания Неявные знания
Охватывают те знания, насчёт которых мы знаем, что можем их записать, сообщить другим, передать другим (сообщить или научить), ввести в базу данных. ЭТИ ЗНАНИЯ СОЗДАВАТЬ НЕ НАДО! Существуют исключительно в головах сотрудников: · это то, о чём мы не знаем, что мы знаем; · ментальные модели и способы организации мышления; · автоматические навыки; · секреты мастерства и «ноу-хау»; · озарение; · интуиция.
Формализованные знания(явное, передаваемое, explicit) Неформализованные знания(неявное, неотделяемое, tacit)
Это знание, которое может быть кодифицированно и передано средствами формального, систематического языка от одного лица к другому. К формализованным знаниям относятся знания, содержащиеся в докладах, отчётах и др. Это опыт, интуиция, умения, впечатления, мнения, отношения и др. - всё, что невозможно или сложно формализовать. Это знание приобретается на практике и только частично может передаваться от одного лица к другому.

Сотношение формализованных и неформализованных знаний:

 
 

Этапы управления знаниями:

1. приобретение знаний — использование и приспособление для своих нужд уже имеющихся в мире знаний;

2. усвоение знаний — обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении всей жизни и развитие системы высшего образования;

3. передача знаний — использование новой информационной и телекоммуникационной технологии на основе конкуренции, соответствующего нормативно-правового регулирования и обеспечения доступа к информационным ресурсам.

Модели трансформации знаний:

 
 

Социализация.

Неформализованное → неформализованное

создаёт дружественное знание. Данный процесс предполагает передачу знаний в процессе обучения через наблюдения, подражание, совместное выполнение работы.

Экстернализация

Неформализованное → формализованное

инициируется диалогом или коллективным размышлением, происходящих с использованием метафор или аналогий, помогающим членам команды выразить своё неформализованное знание и создать концептуальное знание.

Главное в процессе экстернализации — это изменение менталитета, отказ от привычного восприятия знаний как собственности их носителя, понимание того, что благосостояние сотрудника напрямую зависит от благосостояния фирмы, а обмен знаниями способствует повышению конкурентоспособности компании.

Комбинация

формализованное→ формализованное

создаетсистемноезнание за счёт образования связей между только что созданным и уже существующим знанием, но принадлежащий другим структурам организации. При помощи комбинации создаются новые продукты, услуги, системы управления.

Интернализация

формализованное → неформализованное

создает операционное знание в форме общей интеллектуальной модели или технологического «ноу-хау», как правило, посредством обучения на практике.

Спираль знания:

 
 

Принципы управления знаниями:

· одна из важнейших задач управления знаниями — это трансформация индивидуальных и неявных знаний в организационные знания.

· Вторая задача — создание организационного контекста, который поддерживает и способствует развитию новых знаний путем организационного научения (organizational learning), создание обучающейся организации.

Организационное знание — это способность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продаваемых товарах и услугах.

Оно создается на разных уровнях фирмы и формируется не только за счет внутренних источников, но и за счёт активного включения рыночного окружения.

Наши рекомендации