Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)
Во второй половине XIX века многие экономисты обратились к проблемам ведения хозяйства в условиях ограниченности ресурсов. Термин «политэкономия» вытесняется термином экономикс –этонаука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Появление термина «экономикс» связано с работами английского экономиста конца XIX – начала XX в.в. Альфреда Маршалла. Это один из наиболее известных представителей неоклассической школы. Предметом его исследования была не стоимость, а цена товара. Маршалл рассматривал механизм ценообразования в условиях свободной конкуренции. В основе его теории лежат принципы маржинализма.Это учение, использующее преимущественно предельные величины: предельная производительность, предельная полезность, предельный доход. Вообще предельные показатели - это показатели прироста функции при бесконечно малом приросте аргумента.
Маршалл, в отличие от классиков, находил из субъективных оценок полезности блага, поэтому обмен благами исследовался преимущественно с точки зрения интересов потребителя. В его теории не учитывалось влияние монополий на экономику, поэтому в 20-30-е гг. XX в. теория Маршалла потеряла свою актуальность.
В 1936 г. была опубликована работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости процента и денег». Она произвела переворот в экономической теории и дала начало новому направлению – кейнсианству. С точки зрения Кейнса рынок самостоятельно не может обеспечить бескризисное функционирование экономики. Во время кризиса государство должно стимулировать увеличение спроса на товары с помощью бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Кейнсианская теория обосновала необходимость государственного вмешательства в экономику.
С 50-ых гг. XX века неокейнсианцыХаррод, Домар, Хансен разрабатывали проблему темпов и факторов экономического роста. Большое внимание уделялось проблеме соотношения инфляции и безработицы.
В 70-80-е гг. на смену кейнсианству и неокейнсианству приходит монетаризм. Монетаристы рассматривали рынок как саморегулируемую систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основное внимание уделяется регулированию денежной массы. Наиболее яркий представитель монетаризма – М. Фридмен. Эта теория подвергалась критике, так как была основана на совершенной конкуренции производителей и прямой зависимости национального дохода от количества денег в обращении. Эти недостатки частично были устранены новой теорией экономики предложения. Согласно ей государство должно стимулировать предложение товаров с помощью налоговых льгот, представляемых, в основном, корпорациям (акционерным обществам). Примерно в это же время получила развитие теория рациональных ожиданий. Она изучает поведение экономических субъектов, способных правильно оценить ситуацию и приспособиться к ней. Поэтому в соответствии с положениями данной теории большинство производителей и потребителей ведут себя рационально и принимают необходимые меры для снижения нежелательных последствий экономической политики.
В 20-30-е гг. XX века начала формироваться теория институционализма.Основоположники Т.Веблен, Дж.Гелбрэйт. Эта теория популярна до сих пор. В центре внимания находится понятие институтов. К ним институционалисты относят корпорации, профсоюзы, государственную власть. Власть каждого института направлена на отстаивание собственных интересов. В зависимости от силы того или иного института складывается определенная направленность экономической политики. Институционалисты исходят из того, что современное общество далеко от равновесия. Правильно оценить тенденции развития общества можно только с помощью междисциплинарного подхода, то есть экономики во взаимосвязи с социологией, правом, политологией и другими общественными науками.
Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ
1. Предмет микроэкономики.
2. Методы микроэкономического анализа.
Предмет микроэкономики
Для того чтобы понять, что изучает микроэкономика, то есть что является ее предметом, надо рассмотреть такие экономические понятия, как производство, потребности, экономические ресурсы и факторы производства, альтернативный выбор, альтернативные издержки и др.
Для того чтобы жить, человек должен иметь определенные блага (пищу, жилье, одежду, обувь и т.д.). Но эти блага в большинстве своем не даются природой в готовом виде. Чтобы их иметь, человек должен их производить.
Производство представляет собой целесообразную деятельность людей, которая направлена на создание благ в различных формах с целью удовлетворения их потребностей.
Экономика - это наука, которая изучает поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов; изучает проблемы эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Иными словами, она имеет дело с двумя фундаментальными проблемами:
· Безграничностью и постоянным ростом потребностей,то есть безграничным желанием потреблять товары и услуги.
· Ограниченностью (редкостью) экономических ресурсов.
Рассмотрим эти фундаментальные проблемы подробно.
Представьте себе все то, что Вы хотели бы иметь. Ниже в таблице приведен список наиболее частых желаний людей. Он далеко неполный и мог бы содержать такие пункты, как здоровый образ жизни, мир на земле, полет на луну, стать президентом России и др.
СПИСОК ЖЕЛАНИЙ
Большой дом | Плазменный телевизор |
Роскошный автомобиль | Ужин в дорогом ресторане |
Мобильный телефон | Членство в фитнес клубе |
Экзотический отдых | Обувь от дизайнеров |
Одежда от дизайнеров | Билеты на кубок мира ФИФА по футболу (особенно на финальную игру) |
Ниже расположен список ресурсов, которые помогут осуществить Ваши желания. Он тоже далеко неполный. Сопоставьте оба списка и сделайте выводы.
СПИСОК РЕСУРСОВ
Доходы от трудовой деятельности | Подарки друзей, родственников |
Доходы из иных источников (процент, дивиденд) | Выигрыш в лотереею |
Помощь родителей |
От желаний следует отличать потребности и спрос.
Потребности можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности человека и общества в целом. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека осуществлять производственную деятельность.
Потребности людей многообразны, их можно классифицировать по различным признакам. Они подразделяются на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и отложенные, настоящие и будущие. В экономической литературе часто используют такую классификацию: физические (физиологические) потребности – потребности в пище, одежде, жилище и т.д.; социальные – потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, получении образования и т.д.; духовные, связанные с духовно-творческой деятельностью человека – повышением культурного уровня, познанием окружающего мира и т.д. Известно также деление потребностей на первичные и вторичные. Потребности человека и общества в целом не остаются неизменными. Они развиваются по мере развития человеческого общества.
Следует иметь ввиду, что не все потребности поддаются точному количественному измерению. Но большую часть потребностей в материальных благах можно свести к единому измерению с помощью денег. Их общей мерой является потребительский спрос – выраженная в деньгах платежеспособная потребность.
Создание экономических благ с целью удовлетворения потребностей предполагает наличие экономических ресурсов. В экономической науке под экономическими ресурсамипонимают совокупность различных элементов, которые могут быть использованы непосредственно для производства благ, а также их последующего распределения и потребления. К ним относят:
· природные ресурсы – имеющиеся в распоряжении общества запасы полезных ископаемых и естественные условия жизни;
· материальные ресурсы – это созданные и накопленные материальные средства, они используются в процессе производства и увеличивают результативность деятельности;
· трудовые ресурсы – это люди с их опытом, квалификацией, уровнем образования и предпринимательскими способностями;
· финансовые ресурсы – это денежные средства, которые общество выделяет для производства;
· информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Экономические ресурсы ограничены. При этом различают:
· абсолютную ограниченность – физическую ограниченность, конечность ресурсов. За небольшим исключением (атмосферный воздух, солнечный свет) все, что окружает человека и чем он пользуется, количественно ограничено. Конечно, ограниченность ресурсов в определенной мере преодолевается, когда возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем человеческих знаний. Однако, все эти изменения не делают ресурсы безграничными.
· относительную ограниченность - недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества.
Экономические ресурсы, которые используются для производства благ, выступают в качестве факторов производства. Таким образом, факторы производства - это экономические ресурсы, которые общество использует для производства благ.
К факторам производства относят: землю, труд, капитал, предпринимательский талант.
Предпринимательский талант.Это особый вид ресурсов. В рыночной экономике люди имеют одинаковые стартовые возможности для занятия бизнесом. Однако, при прочих равных условиях, конечные результаты сильно разнятся. Происходит постоянная дифференциация производителей. Объяснение этому — наличие неодинаковых способностей, таланта у субъектов рыночных отношений. Лишь 5-10 % бизнесменов преуспевают. Поэтому предпринимательский талант отнесен к фактору производства.
Проблема ограниченности ресурсов заставляет делать выбор: что производить (какие потребности удовлетворять), для кого производить (чьи потребности удовлетворять), как производить (какие ресурсы использовать для текущего удовлетворения потребностей, а какие – для будущего). Это выбор альтернативных вариантов использования ресурсов.