Прогноз прибытий международных туристов в мире и по регионам (млн чел.)

Регион 2010 г. 2020 г.
Европа
Восточная Азия/Тихий океан
Америка
Африка
Средний Восток
Южная Азия
Всего

ВТО в своей классификации выделяет страны, являющиеся основными поставщиками туристов (Германию, США, Японию, Великобританию, Францию, Италию, Австрию, Нидерланды, Ка­наду), и страны, в основном принимающие туристов (табл. 13.3).

Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2000 г.

Таблица 13.3

№ п/п Страна Прибытия туристов, млн чел. Доля в общем мировом объеме, %
Франция 74,5 10,7
Испания 53,6 7,7
США 52,7 7,6
Италия 41,2 5,9
Китай 31,2 4,5
Великобритания Россия1 24,9 22,8 3,6 3,3
Канада 20,4 2,9
Мексика 20,0 2,8
Германия 18,9 2,7
Итого по 10 странам 360,2 51,7

_______________________________

1Данные ВТО не совпадают с данными Госкомитета по статистике россий­ской Федерации.

По прогнозам ВТО в 2020 г. лидером мирового туризма по количеству туристских прибытий станет Китай (табл. 13.4), а по выезду туристов — Германия (табл. 13.5).

Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2020 г.

Таблица 13.4

№ п/п Страна Прибытия туристов, млн чел. Доля в общем мировом объеме, %
Китай 137,1 8,6
США 102,4 6,4
Франция 93,3 5,8
Испания 71,0 4,4
Гонконг 59,3 3,7
Италия 52,9 3,3
Великобритания 52,8 3,3
Мексика 48,9 3,1
Россия 47,1 2,9
Чехия 44,1 2,7
Итого по 10 странам 708,9 44,2

Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г.

Таблица 13.5

№ п/п Страна Выезды туристов, млн чел. Доля в общем мировом объеме, %
Германия 163,5 10,2
Япония 141,5 8,8
США 123,3 7,7
Китай 100,0 6,2
Великобритания 96,1 6,0
Франция 37,6 2,3
Нидерланды 35,4 2,2
Канада 31,3 2,0
Россия 30,5 1,9
Италия 29,7 1,9
Итого по 10 странам 788,9 49,2

Наряду с туристскими потоками важнейшими характеристи­ками международного туризма являются туристские доходы и рас­ходы- Они- представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную эконо­мику, в частности платежный баланс страны.

В 2001 г. международные туристские расходы (без учета меж­дународного транспорта) составили 476,11 млрд дол. США. Большая их часть (более 248 млрд) приходится на Европу. Евро­пейцы тратят на путешествия столько же, сколько туристы всех остальных регионов вместе взятые. На втором месте находится Америка, далее располагается Азиатско-Тихоокеанский регион.

Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным об­разом США, Германии, Великобритании и Японии (табл. 13.6). На долю этих стран приходится около трети всех мировых турист­ских расходов. Кроме них заметную роль в формировании между­народных туристских расходов, их величины и структуры играют Франция, Италия и Китай.

Таблица 13.6

Страны-лидеры но расходам на международный туризм (без учета международного транспорта) в 2000 г.

    Расходы, Доля в общем мировом
п/п Страна млрд дол. США объеме, %
США 67,3 14,1
Германия 47,1 9,9
Великобритания 38,0 8,0
Япония 31,9 6,7
Франция 17,9 3,6
Италия 15,4 3,2
Китай 13,1 2,8
Гонконг 12,5 2,6
Нидерланды 12,2 2,5
Канада 12,1 2,5
  Итого по 10 странам 267,5 55,9

Поступления от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки (США, Канаде) и Западной Европы (Франции, Великобритании, Германии), средиземноморских (Испании, Италии) и альпийских (Австрии' Швейцарии) государствах. На их долю приходится около поло­вины мировых доходов от международного туризма.

Многолетним лидером в этом отношении являются США (табл. 13.7). По данным ВТО, в 2000 г. поступления от между­народного туризма в данной стране в 3,2 раза превышали их объем в Испании и Франции, занимающих в этой таблице сле­дующие строчки. В ведущую десятку лидеров ворвался Китай, который с 25-го места в 1990 г. передвинулся на 7-е место в 2000 г. Из государств Центральной и Восточной Европы луч­шие результаты демонстрируют Польша (6,1 млрд дол. США) и Чехия (3,6 млрд).

Таблица 13.7

Наши рекомендации