Управление потерями от воровства
Проблемная ситуация
Потери российских магазинов от воровства составляют от 0,2 до 1% oт оборота в год. При сравнении с другими странами этот процент является самым маленьким.
Таблица 1. Потери ритейлеров от воровства всех видов (в процентах от оборота)
Странна | % |
Россия | 0,6 |
Швейцария | 0,92 |
Австрия | 0,96 |
Германия | 1,07 |
Нидерланды | 1,2 |
Дания | 1,24 |
Италия | 1,24 |
Ирландия | 1,25 |
Бельгия и Люксембург | 1,28 |
Испания | 1,29 |
Норвегия | 1,29 |
Франция | 1,29 |
Латвия, Литва и Эстония | 1,32 |
Польша | 1,32 |
Швеция | 1,32 |
Великобритания | 1,33 |
Греция | 1,33 |
Португалия | 1,34 |
Финляндия | 1,34 |
Венгрия | 1,38 |
Словакия | 1,4 |
Чехия | 1,42 |
Но на самом деле все не так оптимистично, так как этот вид издержек непосредственно влияет на прибыль. Например, при рентабельности сети универсамов «Копейка» 1,6% потери этой сети от воровства составляют около 0,5% от оборота. Получается, что почти четверть чистой прибыли «Копейки» была украдена.
По не только этот показатель отличает Россию от Европы. В России 10% от всей суммы воруется покупателями, а 70% — сотрудниками магазинов и поставщиками. За рубежом наблюдается обратная ситуация: соответственно 57% и 43%. Главный враг европейских магазинов — не чистые на руку покупатели, а не поставщики или кассиры.
Ризницу в цифрах можно объяснить менталитетом россиян, которые и большинстве своем воспитывались в социалистическом государстве. Российские покупатели еще не научились воровать, плохо знают свои нрава и боятся охранников. Им неизвестно, что сотрудники магазина не имеют права обыскивать покупателя — это может сделать только милиционер в присутствии понятых, что требование заплатить за украденные продукты в 5—10-кратном размере незаконно. К тому же магазины самообслуживания, где ворам самое раздолье, еще только начинают выходить на рынок. Но и в них самые привлекательные для воров товары, например крепкий дорогой алкоголь, выставляются под стеклом или в особых отделах с отдельным входом и даже кассой. Поэтому в группу риска чаще попадают мелкие и недорогие товары. Например, потери от продаж в денежном выражении сотовых телефонов и цифровой техники составляют 3,0%, а бытовой электроники — 0,9%, продуктов питания — 0,5%, одежды — 0,3%, бытовой техники и строительных товаров — 0,2%.
В противоположность России в Англии, где показатели воровства в супермаркетах одни из самых высоких, существует целая индустрия магазинного воровства. В продаже имеется книга «Магазинные воры против ритейлеров», в которой подробно объясняется, какими правами обладает вор, которого застукали, дается инструкции, как бороться с произволом охранников. Если вы будете решительны, с 50%-ной вероятностью вас отпустят, — обещают авторы пособия. Даже существуют расчеты, сколько можно сэкономить, живя за счет «безопасного» воровства, т.е. воруя так, чтобы полиция не записала вас в злостные преступники.
Благодаря такому отношению к воровству в Англии в 2005 г. было украдено 1,24% всех выставленных в магазинах товаров, что лишь на 0,1% меньше, чем в 2004 г. Объем «воровского рынка» составил 29 млрд фунтов стерлингов, что составляет 71 ф. ст. на каждого гражданина.
В России владельцы розничных сетей сравнительно недавно начали всерьез задумываться об управлении данным видом издержек. В 1990-е годы все сводилось к найму охранников. Сложную технику начали применять лишь в начале XXI в.
Защититься от воровства покупателей совсем нетрудно. Маленькие магазины площадью до 200 м2 обычно обходятся вообще без каких бы то ни было систем, полагаясь на своих охранников и продавцов. Непродуктовые сети, как правило, ставят на выходе сканеры, которые реагируют на метки, прикрепленные к товарам. Удовольствие сравнительно недорогое: антиворовская система на десять касс обойдется примерно в 10 000 долларов. Потратиться придется также на метки — по 2,5—3 центов за штуку. Окупится такая система примерно за полгода. Продуктовым магазинам приходится труднее. Метки можно поставить максимум на 20% товаров — не метить же сырки или яблоки. В таком случае помогают камеры слежения.
Бороться с собственным персоналом труднее. Существует мнение, что в любом коллективе 10% не украдут ни при каких условиях, еще столько же своруют обязательно, а остальные действуют по обстоятельствам. В 10% обязательно ворующих сотрудников часто входят кассиры и складские работники. Складские работники могут вместе с просроченными йогуртами и скисшим молоком вписывать бутылки с коньяком и бренди, которые с возрастом только улучшаются. А у кассиров опытным путем установлено более 60 способов, позволяющих обманывать магазин. Например, заинтересованные кассиры обычно работают в связке с менеджерами торгового зала, а иногда даже с покупателями или охранниками: человек берет несколько бутылок дорогого коньяка, а чек пробивают за обычную водку, прибыль — пополам; упаковщица наклеиваетна семгу чек, как будто это селедка, а прибылью делится кассиром;кассир, заметив что покупатель забыл чек, аннулирует его, а деньги забирает себе.
Для борьбы с нечестными кассирами можно установить систему кэш-контроля. Контролер видит кассира на мониторе и одновременно получает информацию обо всех операциях с кассовыми чеками. Специальное программное обеспечение помогает анализировать, насколько адекватны действия кассира. Например, проводит он через кассу пять разных бутылок пива, а чек выбивает как за пять одинаковых — срабатывает оповещение системы.
Если же воровство произошло и виновник не найден, то караются все работники, за воровство расплачиваются все сотрудники без разбора. После чего те, кто ни в чем не виноват, обижаются и частенько сами становятся ворами.
Крупнейший розничный продавец сотовых телефонов — компания «Евросеть» — при приеме на работу проверяет кандидатов на детекторе лжи. «Нужно прямо на входе отсечь группу риска, чтобы никто не подавал плохой пример, а потом жестко бороться за учет», — говорит президент «Евросети» Э. Разроев. Повышать зарплаты продавцам, по его мнению, бесполезно: «Высокая зарплата означает более высокий уровень IQ. Хищения просто станут более изощренными». Но тестом на детекторе компания «Евросеть» не ограничилась, помимо создания имиджа компании с жестким управлением «Евросеть» потратилась на систему слежения за товарными потоками, стоимость которой составила 15—20 млн дол.
В результате умелых действий можно снизить общий уровень воровствавтрое, а то и больше. Но в среднем раскрываемость случаев воровства в магазинах розничной торговли крайне низкая. Например, сети «Цифроград» в результате проверки за месяц сотни своих московских и подмосковных салонов удалось раскрыть преступлений только на 17 000 руб., т.е. по 4700 руб. на салон.