Тема 12. внешние эффекты и общественные
БЛАГА. ФИАСКО РЫНКА И УЧАСТИЕ
ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Внешние экономические эффекты (экстерналии) | Чистые частные и чистые общественные блага |
Положительные, отрицательные и нейтральные экстерналии | Неконкурентность и неисключаемость благ |
Генераторы и реципиенты экстерналий | Общие общественные блага |
Третьи лица | Проблема безбилетника |
Инфорсмент Частные и социальные, секторальные | Общие (совместно потребляемые) ресурсы |
и отраслевые, национальные | Природно-ресурсная рента |
и глобальные экстерналии | Интеллектуальная рента |
Систематические и случайные, | Информационная рента |
детерминированные и вероятностные экстерналии Негативные и позитивные тенденции развития экстерналий | Неравновесные и экстернальные фиаско рынка (фиаско рынка 1-го и 2-го рода) Участие государства в экономике |
Общественные блага |
Рынок и конкуренция, частная заинтересованность и инициатива не всесильны. С развитием и усложнением общества и экономики возрастают число, разнообразие, масштабы и значение внешних экономических эффектов и общественных благ как производственного, так и потребительского характера. Они вызывают такие несовершенства конкуренции, такие фиаско (провалы, сбои, неудачи) рынка, когда вмешательства государства в экономику уже недостаточно и становится необходимым деятельное участие государства в экономике. Государство вынуждено участвовать в регулировании внешних эффектов, в создании и распределении общественных благ, в распределении и контроле над использованием общих ресурсов, в управлении государственной собственностью, в обеспечении баланса финансовых и бюджетных требований и обязательств государства. Эти вопросы относятся к числу наиболее актуальных и, вместе с тем, дискуссионных. Их научная разработка предполагает синтез всех научных направлений, концепций и моделей экономической теории.
Внешние эффекты
Нерыночные внешние (побочные) экономические эффекты (экстерналии)возникают, когда результаты и/или затраты экономической деятельности участников рыночных сделок по тем или иным причинам не полностью фиксируются в количестве благ, ресурсов и в их ценах, в издержках и выручке, платежах и поступлениях самих участников, но вместе с тем влияют на благосостояние третьих лиц, не участвующих в сделках. К внешним эффектам (экстерналиям) относятся также нерыночные или внерыночные влияния деятельности одного экономического субъекта, физического или юридического лица, на благосостояние другого, не оплачивающего эти влияния, когда они положительны, и не получающего за них компенсации, когда они отрицательны, непосредственно тому или от того, кто их создает.
Тех, кто создает внешние эффекты, естественно называть генераторами, а тех, кто их воспринимает, –реципиентами экстерналий. Экстерналии подразделяются на положительные и отрицательные в зависимости от направленности их влияния на благосостояние реципиентов. В зависимости от масштабов – на частные, когда речь идет об изменении благосостояния частных лиц, причем, как правило, в различной степени, и социальные, когда влияние экстерналий примерно одинаково сказывается на всех членах определенной социально-экономической группы. В некоторых случаях внешние эффекты могут иметь даже общенациональноезначение. И тогда их надо рассматривать как национальные экстерналии. Необходимо также различать систематические, предсказуемые (детерминированные и вероятностные) и несистематические «чисто случайные» экстерналии.
Положительные экстерналии сводятся к вполне легальной, законной, легитимной внешней выгоде или экономии третьих лиц – реципиентов или генераторов экстерналий, получаемых ими не за счет собственных средств и своей деятельности, а за чужой счет, но не в ущерб генераторам экстерналий. Например, предприятие или домохозяйство, нанимающие охранников, освещающие свою территорию, делают более безопасным существование рядом находящихся территорий, предприятий и домохозяйств, а также позволяют экономить средства муниципального бюджета. Оплачивая проектирование и строительство современных зданий для собственных нужд или для продажи, крупные фирмы и бизнесмены не только на рыночной основе обеспечивают работой архитекторов и строителей, но и вносят свой вклад в решение социальной проблемы занятости, и облагораживают архитектурный облик города, повышают его благоустройство, привлекательность и тем самым доходы. Украшая свои офисы антиквариатом, библиотеками, скульптурами, картинами, фирмы или бизнесмены, сохраняют культурные ценности и национальное богатство. В приведенных примерах легко различимы и частные, и социальные, и национальные экстерналии.
Большие особенности внешние эффекты имеют в зависимости от отраслевой, ресурсной, технологической, секторальной, инновационной и иной спецификации относительно макроэкономической структуры экономики, структуры национального рынка с его ресурсными, правовыми, финансовыми, трудовыми, информационными, инновационными и другими секторами. Наибольшее распространение, но вместе с тем и наибольшую упорядоченность и регулируемость имеют финансовые экстерналии. Велики и опасны экологические экстерналии. Они, как правило, отрицательны, их трудно определить, измерить, урегулировать, компенсировать. Есть угрожающая – «огорчительная»– закономерность: с развитием экономики и общества растут разнообразие и масштабы внешних (побочных, непредсказуемых, неконтролируемых субъектами экономической деятельности) экономических эффектов.
Но есть и «утешительная» закономерность: чем более развиты общество и экономика, тем большее значение имеют положительные внешние эффекты бизнеса. Видимо более в этом, чем в развитии субъективных достоинств бизнесменов, надо видеть основу тенденции так называемого «облагораживания бизнеса».
Положительные экстерналии возникают как «фиаско рынка особого рода». Их можно считать «недоработками», «браком» рынка, его неспособностью учитывать все виды экономических результатов и затрат, но обратного разрушительного влияния на рынок и конкуренцию они не оказывают. К сожалению, возникают не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты. Причем не только частного, но и социального, и национального, и даже глобального масштаба.
Отрицательные экстерналии (внешние потери) возникают в тех случаях, когда экономические субъекты, пользуясь несовершенствами рыночных механизмов, перекладывают свои издержки и обязательства на третьи лица и/или легально (но не справедливо) присваивают принадлежащие им (третьим лицам) блага – права собственности, доходы, конкурентные преимущества, требования, поступления и т.д. Нужно отметить, что справедливость и несправедливость – это не экономические (внешние для экономики) категории. Конечно, в каждом конкретном случае большое значение имеет, почему и как совершаются экономические «несправедливости» – сознательно или непреднамеренно, пользуясь несовершенством законов и традиций или нарушая их, стремясь к компенсации причиненного ущерба, или, наоборот, всячески уклоняясь от ответственности. Но для определения причин и размеров внешних потерь эти обстоятельства не существенны. Тем более, что полная компенсация чего-либо в принципе невозможна, хотя бы потому, что нанесение ущерба и его возмещение происходят в разных, полностью не сопоставимых условиях, так как они, по определению, разделены во времени, а его течение необратимо.
От отрицательных внешних эффектов могут страдать все экономические субъекты, потребители и производители, фирмы и домашние хозяйства, посредники и спекулянты, международные организации и государства. Но и наоборот, все они вместе и каждый в отдельности могут оказывать отрицательные внешние влияния на всех других или на одного из остальных. Под влиянием отрицательных экстерналий претерпевают трудно предсказуемые и трудно поправимые искажения все экономические функции – собственников, предпринимателей, продавцов и покупателей, сберегателей и инвесторов, работодателей, менеджеров, наемных работников, кредиторов, заемщиков, арендаторов, арендодателей и т.д.
Например, предприятия или домашние хозяйства, загрязняющие окружающую среду, наносят ущерб, часто непоправимый, не только интересам, собственности, здоровью местного населения. Грязные отходы и выбросы промышленности и крупных городов разрушают природу, водные, воздушные, земельные, растительные, животные ресурсы территории, нации, всего мира. Загрязнение окружающей среды только один из наиболее очевидных примеров отрицательных экстерналий. Множество примеров дает нарушение прав собственности, особенно интеллектуальной, прав потребителей, предпринимателей, вкладчиков. Например, повсеместно практикуется производство и продажа контрафактной и фальсифицированной продукции. Трудно оценить негативные последствия подключения все новых и новых потребителей к коммунальным системам жизнеобеспечения (тепло- и водоснабжение, канализация, уборка мусора, утилизация отходов и т.д.) для других пользователей. Практически все виды экономической деятельности, все экономические решения и события сопровождаются внешними эффектами.
Отрицательные внешние эффекты могут в определенном случае разрушать и сам рынок, ущемлять интересы не только всех продавцов, с одной стороны, и всех покупателей – с другой, но и всех участников рынка вообще. Например, крах финансовых пирамид, банкротство банков вызывает недоверие к национальной валюте и денежно-кредитной системе в целом. Криминальная приватизация, мошеннические залоговые аукционы в наиболее ответственный момент его возрождения надолго поразили коррупцией важнейший общественный институт – институт собственности – и основу современной рыночной экономики – рынок прав собственности. Необходимо углубленное исследование экстерналий собственности.
Повторим еще раз, что полная компенсация внешних, не фиксируемых рынком потерь, как правило, невозможна. Тем не менее, попытки «исправления» внешних эффектов, оценки и возмещения внешних потерь продолжаются и к настоящему времени сложились четыре главных направления поиска: (1) меры регулирования, участия и/или вмешательства государства; (2) организационно-экономическое и финансовое, хозяйственно-правовое или контрактное объединениесубъектов-генераторов внешних эффектов, с одной стороны, и их реципиентов – с другой; (3) институциональные решения(правовые и социокультурные, находящиеся в сфере обычаев, традиций, морали, нравственности, ментальности, общественного мнения, образования и воспитания) и, главное, (4) дальнейшая юридизациясамих экономических отношений – развитие рынка прав собственности и обязательственного экономического (хозяйственного) права.
Наиболее эффективные подходы основаны на развитии частного права, сделок (переговоров) и ответственности. Например, согласно предположению (эту гипотезу часто не вполне корректно называют «теоремой») Коуза, проблемы отрицательных экстерналий при достаточно четко определенных правах собственности и отсутствии неприемлемых трансакционных издержек наиболее эффективно могут быть решены на основе частных соглашений и сделок. В частности, право на загрязнение окружающей среды становится объектом рыночной конкуренции, купли-продажи. Хороший пример практической реализации этой идеи – «киотский протокол», устанавливающий квоты на выброс парниковых газов и правила международной торговли этими квотами.
Но вряд ли удастся когда-либо и тем более в настоящее время добиться безупречно полных и точных определений и идентификации прав собственности. Хозяйственное, коммерческое законодательство и его инфорсмент(принудительное его исполнение) обычно редко вполне соответствуют объективным потребностям практики, иногда опережают их, но, как правило, отстают. Тем более, что кроме имущественных отношений и имущественного (вещного) права, имеющих высокую определенность, есть так называемые обязательственные отношения и обязательственное право (см., разделы III и IV Гражданского кодекса Российской Федерации). Любой экономической деятельности и экономическим обязательствам, тем более предпринимательским, свойственны принципиально неустранимые неопределенность, риски и необходимость арбитража. Поэтому не стоит рассчитывать на исключительно законодательное решение проблем негативных экстерналий.
В настоящее время разработка проблем внешних экономических эффектов ведется не только в русле «mainstream» – «основного течения», традиционной микроэкономики, но и в связи с новой экономической теорией неопределенности и рисков. На рубеже 2-го и 3-го тысячелетий, в связи с переходом от индустриальной к инновационной экономике, информатизацией, компьютеризацией, глобализацией и другими качественно новыми процессами и явлениями проявились закономерности ускоренного роста неопределенности и рисков экономической деятельности. В связи с этим необходимо различать предсказуемые (детерминированные и вероятностные) экстерналии и непредсказуемые (чисто случайные) экстерналии. Последние становятся одной из форм проявления закономерностей роста экономической неопределенности и рисков, и требуют особого к себе отношения. В том числе признания того, что для распределения и перераспределения внешних эффектов необходима организация постоянных переговорных процессов и арбитражных процедур на всех уровнях.
Завершить упорядочение и систематизацию сказанного выше удастся, если в дополнение к понятиям негативных и позитивных внешних эффектов (экстерналий), мы введем понятие нейтральных внешних эффектов, поскольку не редко возникает взаимопогашение, уравновешивание первых и вторых. Проблемы нейтральных экстерналий по крайней мере не проще проблем негативных и позитивных (подобно тому, например, как нейтральные эффекты масштаба не менее просты и значительны, чем позитивные и отрицательные). Ведь нужно понять, не только почему и как те и другие возникают, но и почему и как они нейтрализуют друг друга. Если, как говорили Гегель и Маркс, «процесс угасает в результате», то это не означает, что он не нуждается в описании, исследовании, измерении и прогнозировании. Происхождение, процессы возникновения экстерналий необходимо изучать в целях не только их измерения, но и прогнозирования, и поиска возможностей усиления положительных и снижения отрицательных внешних эффектов, и обоснования предложения по их распределению и перераспределению.
Номинальную классификацию экстерналий можно представить в матричной форме, удобство которой для описания и исследования сложноструктурированных объектов известно. Ее полезно сравнить с матричной классификацией типов рыночных структур, конкуренции и т.д. (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Экстерналии | Частные (Ч) | Социальные (С) | Национальные (Н) |
Позитивные (П) | ПЧ | ПС | ПН |
Негативные (О) | ОЧ | ОС | ОН |
Нейтральные (Н) | НЧ | НС | НН |
На третьей координате объемной матрицы следует расположить еще три вида экстерналий: детерминированные, вероятностные и чисто случайные. На этой основе возможно использование и порядковых, а в дальнейшем и метрических шкал количественной характеристики экстерналий.
Общественные блага
До сих пор предполагалось, что все экономические блага являются частными благами, что их использование (производство, распределение, обмен и потребление) наиболее эффективно регулируется рынком и конкуренцией. Главные признаки частного (рыночного, конкурентного) блага – его исключаемость и конкурентность. Исключаемость блага означает, что получение выгод от его присвоения (потребления или иного использования) одним каким-либо экономическим субъектом исключает возможность получения таких же выгод от этого же блага любым другим субъектом. Конкурентность блага означает, что доступ к нему возможен лишь в результате успешной конкуренции. Когда конкуренция приводит к исключаемости, а исключаемость вызывает конкуренцию, благо является (или становится) частным и рыночным. Но конкурентность и исключаемость отнюдь не всегда бывают абсолютными, чаще они имеют относительный частичный характер, особую качественную определенность и определенный количественный уровень. Общественные блага характеризуются в зависимости от степени их неисключаемости и неконкурентности.
Место и роль рынка и конкуренции в экономике, так же, как и государства, надо рассматривать как величины переменные и, в определенном смысле, как альтернативные варианты развития. Товарное производство и обмен возникают примерно в то же время, что и государство, в четвертом-третьем тысячелетии до н.э. (Р.Х.) в древних цивилизациях Ближнего Востока, Египта, Индокитая, Средиземноморья. Тенденции их развития включают периоды синхронного и асинхронного усиления и ослабления. Поэтому с развитием общества и экономики, углублением разделения труда и специализации появляется не только все больше экономических благ, имеющих ярко выраженные семь основных свойств товаров – редкость, полезность, ценность, конкурентность, исключаемость, взаимозаменяемость и взаимодополняемость, но и экономических благ с ослабленными товарными свойствами, в том числе с пониженной конкурентностью и исключаемостью или не имеющими их вовсе. Далее, как принято, мы будем акцентировать внимание на них, хотя надо признать, что не меньшее значение имеют и все другие свойства.
Важно не упускать из виду, что для общественных благ, как и для внешних эффектов, принцип соизмерения результатов и затрат, предельной полезности и ценности, т.е. эффективность общественных благ (в т. ч.«общественных работ») имеет не меньшее значение, чем для частных благ и рыночных эффектов. Отличие лишь в том, что кроме частных (внутренних) значений и измерений полезности (выгоды) и издержек, необходимо учитывать и их внешние (социальные и/или общественные) значения и измерения. Вопрос о том, какие общественные блага производить, правительство решает, соизмеряя их относительные предельные полезности или относительную предельную выгоду. Максимум общей полезности (выгоды) достигается при данных ограничениях при условии, когда относительные предельные полезности (отношения полезностей к ценам) принятого набора общественных благ равны (MUi/Pi = MUM, i = 1...n, где MUi и Pi – предельная полезность и цена i-го блага соответственно, MUM – предельная полезность денег).
Конечно, ситуация усложняется, когда возникает необходимость качественно дифференцировать и количественно характеризовать свойства конкурентности и исключаемости благ. В таком случае вновь можно использовать матричную форму классификации (табл. 12.2).
Таблица 12.2
Конкурентность блага | Исключаемость блага | ||
Высокая (В) | Низкая (Н) | Нулевая (О) | |
Высокая (В) | ВВ | ВН | ВО |
Низкая (Н) | НВ | НН | НО |
Нулевая (О) | ОВ | ОН | ОО |
Легко представить крайние сочетания, с одной стороны, высокой, с другой – нулевой конкурентности и исключаемости благ. Крайние сочетания ВВ и ОО представляют чистые частные и чистые общественные блага. К чистым частным благам относятся большинство товаров и услуг. Любое чистое частное благо имеет высокую конкурентность в том смысле, что рыночный спрос всегда оказывается достаточно платежеспособным для возмещения издержек, необходимых для его создания и доведения до потребления. Любое чистое частное благо имеет высокую исключаемость в том смысле, что его покупка становится вполне достаточной защитой прав собственности (владения, распоряжения, пользования и др.) на это благо и исключает доступ к нему других лиц. Например, безусловно частными или чистыми частными благами, имеющими высокую конкурентность и исключаемость, являются многие потребительские блага: жилище, одежда, пища, питьевая вода, бытовая техника, автомобиль, персональный компьютер, интеллектуальная и промышленная собственность, авторское право и т.д.
Но и определение чистых общественных благ имеет существенное значение. Во-первых, их число и разнообразие тоже растет. Во-вторых, необходимо достаточно точно определять меру ответственности государства не только перед обществом в целом, но и перед каждым гражданином за обеспечение их этими благами. Чистые общественные блага неконкурентны и неисключаемы. Они не могут ни создаваться, ни использоваться исключительно за частный счет в рыночных условиях, хотя желательно как можно полнее использовать все возможности их софинансированияс участием государства и бизнеса. Не только невозможно, но и вредоносно ограничивать доступ к ним и к участию в их софинансировании любого члена общества. Например, неконкурентны и неисключаемы основные виды безопасности – национальной, общественной, оборонной, пожарной, эпидемиологической, санитарной, имущественной, предпринимательской и т. д. Точнее, неисключаемы минимально необходимые уровни основных видов безопасности. Но неразумно ограничивать любые частные возможности и усилия по обеспечению безопасности. Наоборот, надо способствовать обеспечению частной безопасности, имея в виду не только ее позитивные внешние эффекты, но и возможности ее трансформации в общественное благо безопасности. Особое значение имеет государственное обеспечение безопасности собственности, предпринимательства и в целом экономической безопасности личности – системы ЭБЛ.
Из других возможных комбинаций уровней конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключаемости) благ выделяются сочетания низкой и нулевой конкурентности с достаточно высокой исключаемостью благ. Такие блага называют исключаемыми общественными. В отношении таких благ возможен контроль собственника или управляющего над процессом использования таких благ. К ним относятся, например, услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, соляриев, городских парков, спортивных сооружений, платных туалетов, других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования.
Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, называются общими или совместно потребляемыми. К ним относятся благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение, национальные парки и т.д. В одном из учебников говорится, что «в современном мире подобных благ осталось уже не так много». Трудно с этим согласиться. По сути к общим совместно потребляемым благам относится информационная реклама, все больший объем Интернет-ресурсов, мультимедийное дистанционное обучение, электронное правительство, ГАС-выборы и т.д.
Вообще, надо признать, что рост разнообразия экономических благ и эффектов – это общая закономерность, охватывающая не только частные, но и общественные блага, не только рыночные, но и внешние эффекты.
Выше было показано, что внешние нерыночные эффекты возникают в связи с производством, распределением, обменом и потреблением вполне частных, конкурентных благ. Еще дальше за пределы возможностей рынков выходят внешние эффекты общественных (нерыночных, неконкурентных, неисключаемых) благ. Получение выгод от потребления или иного использования общественных благ одним каким-либо экономическим субъектом не исключает, а чаще всего, наоборот, предполагает получение таких же выгод от этого же блага любыми другими или даже всеми другими экономическими субъектами.
Внешние эффекты общественных благ, в том числе общественных работ, иногда могут развиваться с опережением относительно всех других экономических эффектов. Это происходит не всегда, а лишь в определенных условиях, когда производство и потребление общественных благ и регулирование внешних эффектов значительно отстало от необходимого уровня и требует ускоренного наращивания. Абсолютизация этого явления породила в свое время немало социалистических и коммунистических ожиданий и надежд, не все из которых оказались утопичными. Некоторые из них, например, относительно возможностей государственной системы организации и финансирования развития науки, здравоохранения, образования, промышленности в СССР в значительной степени оправдывались до тех пор, пока условия не изменились вновь в пользу частной собственности, частных благ, рынка и конкуренции.
Возможности создания и использования общественных благ в значительной мере зависят от того, как успешно будет решаться «проблема безбилетника» (неплательщика). Она возникает, когда потребитель, оплачивающий неисключаемые общественные блага, не получает никаких преимуществ перед тем, кто потребляет их, не оплатив. Это внешний эффект особого рода. В нем сочетаются свойства положительных (для реципиента-неплательщика) и отрицательных (для генератора и третьих лиц) экстерналий. Причем отрицательные экстерналии возникают не только для создателей общественного блага, но и для всех других его потребителей, поскольку значительные неоплаты приводят к сокращению его производства или снижению его качества.
Типичным примером в учебниках считается безбилетник на транспорте. Но к этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты (проблема соотношения неправомерности и недобросовестности уклонения здесь не рассматривается) ослабляет возможности государственного бюджета, в том числе по финансированию науки и образования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д. Поэтому проблема неплательщика имеет важные не только микро-, но и макроэкономические аспекты.