Законодательство о труде в Российской Федерации
Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция (РФ и РБ) В конституции РФ базовой статьей является Ст.37: "труд свободен;"
Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.
П.3:" каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"
Кодекс законов о труде (РФ) – устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.)
Закон об охране труда.
Охрана труда – система, обеспечивающая сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течении всего трудового стажа.
1. единство действий государтвенного и хозяйственного управления, надзора и контроля, профессиональных союзов, предпринимтелей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
2. приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатампроизводственной деятельности;
3. координация деятельности в области охраны труда. С другими направлениямии экономической и социальной политики, а также с деятельности в области охраны окружающей среды;
4. установление единых требований в облатсти охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и Форм собственности;
5. независимый действенный контроль и надзор за применением безопасной техники и иехнологии;
6. стимулирование внедрения безопасной техники;
7. экономическое стимулирование предприятий в обеспечении безопасных условий труда;
8. обеспечение работников специальной одеждой;
9. установление льгот и компенсации за работу, осуществляемую в безопасных и вредных условиях; обязательности своевременно расследования и учета каждому несчастному случаю на производстве и профессиональным заболеваниям.
11. Система управления охраной труда на предприятии. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:к производственному оборудованию; к производственным процессам; к средствам защиты работающих.Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда. Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.
12. Надзор и контроль за соблюдением законодательства правил и норм по охране труда.В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: "Конституция РФ", федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "КЗоТ РФ", а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др. Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года. В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право: беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях; получать информацию, приостанавливать работу; выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право: контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии; предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда; контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда; обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.
13. Ответственность за нарушение требований охраны труда.В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ - замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможно лишение премии.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность применяется за нарушения, где не предусмотрена уголовная ответственность и, в соответствии со статьёй 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, влечёт наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Штрафы имеют право налагать должностные лица органов государственного надзора и контроля по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции) и инспекторы специального государственного надзора (Госпожарнадзор, Госэнергонадзор и др.). При этом государственные инспекторы имеют право налагать штраф до 50, а главные государственные инспекторы и руководители инспекций - до 100 минимальных оплат труда.
УГОЛОВНАЯ ответственность определяется судом. В соответствии со статьёй N143 уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В некоторых случаях возможна и МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность, которая имеет два вида: материальная ответственность работника за нанесённый им ущерб предприятию (работодателю); материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесённый ему ущерб на работе.
14. Организация службы охраны труда на предприятии. Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи: обучение работающих вопросам охраны труда; обеспечение безопасности производственного оборудования; обеспечение безопасности зданий и сооружений; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты; обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха; обеспечение безопасности производственных процессов; нормализация условий труда и др. Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.). Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы: общие требования безопасности; требования безопасности перед началом работ; требования безопасности во время работы; требования безопасности в аварийных ситуациях; требования безопасности по окончанию работы. Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.). Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года. Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции). Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.
15. Обучение, инструктаж, проверка знаний по охране труда. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. © 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. © 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории: 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы. 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы. 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ. 5. Неработающее население обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС. В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов. Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.