Раздел 2. Управление маркетингом на предприятии

Организационная структура предприятия

Организационная структура ОАО «Дзержинская швейная фабрика «ELIZ» представлена в Приложении 1.

Анализ возрастного, полового, образовательного состава работников предприятия.

ОАО «ДШФ «ELIZ» характеризуется высокой стабильностью и постоянством трудового коллектива. Предприятие уделяет большое внимание вопросам закрепления кадров на предприятии, повышению уровня трудовой дисциплины, поощрению производительного труда. Благодаря этому на предприятии за последних 5-7 лет сформировался устойчивый коллектив, значительно вырос профессиональный уровень его работников. Все это в немалой степени обусловило как высокий уровень заработной платы, так и постоянство трудового коллектива.

Таблица 2. Характеристика состава работников предприятия

Наименование показателя Кол-во работников
Со специальным образованием в области маркетинга
С высшим экономическим образованием
С высшим техническим образованием
Со средним специальным образованием
Женщин
Мужчин
В возрасте до 30 лет
В возрасте 31-45 лет
В возрасте 46-55 лет
Свыше 55 лет
Владеющих иностранными языками

Положение об отделе маркетинга

Общие положения.

1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

2. Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.

3. Отдел подчиняется непосредственно зам. генерального директора по коммерции.

4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по предложению зам. генерального директора по коммерции.

5. Работники отдела назначаются на должности приказом генерального директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.

6. В своей деятельности отдел руководствуется:

6.1. Уставом предприятия.

6.2. Настоящим Положением.

6.3. Нормативными правовыми актами (ТНПА).

6.4. Стандартами предприятия.

II. Структура.

1. Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела маркетинга и по согласованию с отделом кадров, экономическим отделом.

2. Отдел маркетинга имеет в своем составе должностные единицы согласно схеме:

Начальник отдела маркетинга

Ведущий маркетолог – 1 чел.

Маркетолог – 1 чел.

Дизайнер – 1 чел.

Художник-модельер – 2 чел.

Специалист по маркетингу – 1 чел.

3. Распределение обязанностей между работниками отдела и составление должностных инструкций осуществляет начальник отдела.

III. Задачи.

1. Разработка маркетинговой стратегии предприятия.

2. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.

3. Участие в разработке стратегических планов развития предприятия.

4. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения.

5. Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения.

6. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.

7. Организация рекламы и стимулирование сбыта.

8. Соблюдение в отделе установленного противопожарного режима, общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности.

IV. Функции.

1. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:

- выявление проблем, связанных со сбытом продукции;

- получение первичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;

- формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;

- использование результатов маркетингового исследования.

2. Поиск и систематизация информации о:

- показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья;

- существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производства и импорта продукции-заменителя;

- потребителях и сегментации рынка;

- основных характеристиках рынка для каждого его сегмента ( эластичности сложившихся цен, потенциальной и определение реальной емкости рынка, его насыщенности);

- географическом распределении товара, его экспортных рынках.

3. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:

- объемы продажи в целом и по сегментам рынка;

- общая доля на рынке;

- цели и поведение на рынке;

- самооценка;

4. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов по:

- качеству выпускаемой продукции;

- ценовой политике;

- продвижению товара;

- сбытовой политике;

- формам осуществления расчетов.

5. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков придти к соглашению).

6. Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, который включает: анализ остатков, возвратов,

- анализ эффективности существующей стратегии сбыта;

- анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьютерская и дилерская схема сбыта и т.п.), в том числе экспорта.

8. Проведение анализа существующей системы снабжения, который включает:

- анализ эффективности существующей стратегии снабжения;

- анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта;

- анализ развития рынка потребляемых видов продукции;

- выявление более эффективных поставщиков.

9. Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов с последующей разработкой мер по укреплению позиции предприятия на рынке:

- маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);

- производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству и т.д.);

- НИОКР (исследовательская деятельность, «ноу-хау», патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;

- финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;

- кадровый состав ( профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);

- управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.).

10. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.

11. Разработка стратегии развития предприятия на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.

12. Составление перечня мероприятий, необходимых для формирования стратегии поведения предприятия на рынке с учетом следующих параметров:

- регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;

- доля рынка, которую предполагается занять;

- группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

- связь «продукт-рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);

- базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

- вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);

- квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

- возможность кооперации с другими предприятиями и организациями;

13. Определение: потребностей потребителей в продукции, выпускаемой предприятием, а также продукции, выпускаемой конкурентами; вероятности появления новых потребителей; платежеспособности потребителей и их обязательности в платежах.

14. Выявление потребностей потребителей в новых видах продукции.

15. Координация деятельности всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия( заявка на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.д.).

16. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.

17. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, сотовой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, обеспечение анализа эффективности рекламной деятельности, затрат на рекламу.

18. Организация участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах, которая включает следующие этапы:

- сбор информации о планируемых выставках, ярмарках, выставках-продажах;

- анализ затрат на участие;

- подготовка необходимых материалов, документов для заявок на участие в выставках;

- отбор образцов продукции для представления потребителям;

- планирование мероприятий по предложению товара покупателям (показа, демонстрации, обеспечения рекламными материалами (плакатами, проспектами, буклетами, афишами, пр.), дизайна выставочных павильонов, указателей расположения представителей предприятия, пр.).

19. Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия.

V. Права.

Отдел маркетинга имеет право:

1.Давать указания структурным подразделениям предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела и вытекающим из функций, которые перечислены в настоящем Положении.

2. Требовать и получать от структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления деятельности отделом.

3. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.

4. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.

5.По согласованию с генеральным директором или его заместителем по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в области маркетинга для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

6. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников предприятия по результатам проверок.

7. Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

8. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

9. Участвовать в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам маркетинга.

10. Начальник отдела маркетинга визирует все документы, связанные с деятельностью отдела (планы, договоры, отчеты, сметы, справки , пр.).

VII. Ответственность.

1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим Положением, несет начальник отдела маркетинга.

2. На начальника отдела маркетинга возлагается персональная ответственность за:

2.1. Соответствие законодательству издаваемых отделом инструкций, приказов.

2.2. Представление достоверной информации.

2.3. Обеспечение руководства предприятия информацией по вопросам работы отдела маркетинга.

2.4. Своевременное, а также качественное исполнение документов и поручений руководства предприятия.

2.5. Сохранность конфиденциальности информации, являющейся коммерческой тайной.

2.6. Соблюдение трудового распорядка работниками отдела.

3. Ответственность работников отдела маркетинга устанавливается должностными инструкциями.

4. Соблюдение стандартов предприятия, требований СМК, СУОТ и пожарной безопасности по функциям отдела.

Таблица 3. Функции маркетинга и обеспеченность их выполнения

Функции маркетинга Наименование структурного подразделения Должность работника, выполняющего функцию Должностные обязанности в связи с выполнением функции
Изучение рынка выпускаемой продукции (емксть, доли) и. т.д.   Маркетолог В соответствии с ДИ
Анализ цен конкурентов   Маркетолог Специалист по маркетингу В соответствии с ДИ
Подготовка предложения по формированию фирменного стиля компании и фирменного оформления рекламной продукции   Художник-модельер Художник-оформитель В соответствии с ДИ
Организация разработки печатных рекламных материалов   Специалист по маркетингу В соответствии с ДИ
Деятельность в области рекламы   Маркетолог Специалист по маркетингу В соответствии с ДИ
Анализ эффективности рекламных мероприятий   Маркетолог В соответствии с ДИ
Проведение сегментации целевой аудитории   Маркетолог Специалист по маркетингу В соответствии с ДИ
Анализ удовлетворенности потребителя   Маркетолог В соответствии с ДИ
Организация работы по наполнению WEB-сайта контекстом   Художник-оформитель Художник-модельер В соответствии с ДИ
Аналитические отчеты согласно системы ISO   Маркетолог В соответствии с ДИ

Наши рекомендации