Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью — это общество, в котором каждый его участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада.
Общество с дополнительной ответственностью — это такое общество, участники которого несут дополнительную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих долю в имуществе общества. Размер дополнительной ответственности оговорен в учредительских документах общества и, как правило, в одинаковых размерах (в процентах к вкладу каждого). Это единственное отличие обществ с дополнительной и с ограниченной ответственностью.
Оба названных общества являются закрытыми, то есть его участники могут уступить свою долю участнику общества или третьему лицу только с согласия остальных членов. В них не выпускают акций. Их участники имеют паи, то есть долю в имуществе, находящемся в коллективной собственности. Это удостоверяется специальным свидетельством.
Владелец пая имеет имущественные и другие права на:
Ø Получение части прибыли фирмы в виде дивидендов;
Ø Возврат пая по усмотрению участника;
Ø Участие в управлении обществом;
Ø Получение информации о деятельности общества.
В качестве недостатка таких обществ можно отметить ограниченные возможности привлечения внешних источников финансирования. Такого недостатка лишены акционерные общества.
Акционерные общества
Общество является акционерным, если его уставной фонд разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимостью и формируется за счет их продажи.
Для АО характерны следующие черты:
Ø Обязательное наличие уставного капитала, разделенного на паи или акции;
Ø Ограниченная ответственность общества по обязательствам только своим имуществом;
Ø Взаимоотношения участников по управлению фирмой, распределению доходов и имущества строятся в зависимости от размера внесенного ими капитала;
Ø Участники общества должны вносить вклады в его капитал, но не обязаны трудиться.
АО отличаются тем, что их уставный фонд формируется за счет продажи акций, а его участники владеют акциями.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о вкладе ее владельца в уставный фонд АО. Акции могут выпускаться в виде бланков или в форме записей на счетах. Акции подразделяются на обыкновенные (простые) акции и привилегированные, а также — на именные и на предъявителя.
Обыкновенные акции дают их владельцу такие же права, как паи, за исключением права возврата. Это значит, что АО не выплачивают стоимость акции по желанию или по требованию их владельца.
Привилегированные акции дают их владельцу особые права:
Ø Преимущество в получении дивидендов в размере не менее заранее установленного фиксированного процента от номинальной стоимости акции, независимо от результатов деятельности общества;
Ø На участие в разделе имущества общества при его ликвидации.
В Беларуси предусмотрен выпуск привилегированных акций в количестве не более 10% уставного фонда.
Все акционеры имеют право продать свои акции на рынке ценных бумаг, не получая при этом согласия акционерного общества или других акционеров.
Совокупный доход акционера складывается из дивидендов и дохода от продаж акций. Дивиденды выплачиваются, как правило, ежегодно из прибыли, оставшейся в распоряжении общества после направления ее части на развитие производства, в резервный фонд и т.д.
Доход от продажи акций составляет разность между ценой продажи и ценой приобретения акций. Он равен, как об этом свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой, около 75% дохода акционера.
Цена, по которой продается и покупается акция, называется курсом акции (Ка). Курс акции рассчитывается по следующей формуле:
Ка = d100% / Rд, (3.1)
где d — дивиденд на акцию, а Rд — депозитная процентная ставка.
Количество акций, которое позволяет принимать решение на собрании акционеров, называется контрольным пакетом акций. Теоретически он равен 50% + 1 акция, однако в реальной действительности для контроля над собранием акционеров, во многих случаях, достаточно иметь около 20%.
Акционерные общества, иногда их называют корпорациями, обладают целым рядом достоинств. К ним относятся:
Ø Ограниченная ответственность акционера, рискующего лишь суммой денег, потраченной на покупку акций;
Ø Свобода покупки и продажи акций. В товариществах, например, передача пая другому лицу — дело непростое, так как для этого требуется согласие всех остальных партнеров;
Ø Акционерные общества более долговечны, нежели частные фирмы и товарищества. В случае смерти акционера его акции просто передаются по наследству. Смерть же частника влечет за сбой распад фирмы;
Ø Акционерная форма фирмы — самая эффективная для привлечения дополнительных финансовых средств. Открытые АО могут иметь множество вкладчиков. Так, у корпорации «Америкэн телефон энд телеграф» более трех миллионов акционеров. Поэтому, очевидно, и возможности АО по привлечению денежных ресурсов гораздо выше частных предприятий или товариществ.
Вместе с тем АО обладают и существенными недостатками, которые иногда перевешивают их достоинства. Так, сложным и весьма трудоемким делом является учреждение АО, требующее множества специальных документов.
АО бывают двух типов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Первых в Беларуси на начало 2003 г. насчитывалось более 1,5 тыс., а число акционеров составило около 100 тыс. человек. ОАО могут привлекать большие финансовые средства. Однако такие общества обязаны подробно отчитываться о результатах хозяйственной деятельности, что в условиях конкуренции считается нежелательным. ЗАО, к слову, вправе не оглашать информацию о своем финансовом положении. Вместе с тем уставные фонды таких предприятий не должны превышать определенную величину.
Серьезным недостатком АО является двойное налогообложение: налоги взимаются как с прибыли, так с дивидендов акционеров. Кроме того, если на частных предприятиях, например, все решения принимает сам собственник, то в АО нередко возникает конфликт акционеров-собственников и управляющих-наемников.
3.2.4. Кто в доме хозяин?
Какая из названных форм фирм лучше? Довольно часто такой вопрос возникает и в экономической литературе. Попробуем на него ответить на примере США (таблица. 3.1). Неоспоримое количественное превосходство, как видно из таблицы, за частными (индивидуальными) фирмами, однако, как говаривал А. Суворов, «воевать надобно не числом, а уменьем». По объему продаж (88—90%) хозяином в рыночном американском доме являются корпорации.
Таблица 3.1. Формы деловых фирм и их
экономическая роль в США в 90-е гг. ХХ века
Фирмы | Доля фирм в общем Количестве; в % | Доля фирм в общем выпуске продукции; в % |
Частные | 70—73 | 6—7 |
Товарищества | 9—10 | 4—5 |
Корпорации | 18—20 | 88—90 |
Но стоит ли абсолютизировать какую-то одну организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, как это иногда делается? Вряд ли. Все они дополняют друг друга и должны находиться в гармонии.
Представленными выше фирмами список деловых предприятий не ограничивается. В современных условиях все громче заявляют о себе предприятия трудовых коллективов.