В.5.Ценовая эластичность спроса и предложения и факторы, ее опр
Анализ спроса дает возможность определить максимальное значение цены товара. Зависимость между устанавливаемой ценой и уровнем спроса обычно обратно пропорциональная. Зависимость между объемом спроса и уровнем цены получила название ценовой эластичности спроса, а колич-ая зависимость характ-ся коэф. ценовой эластичности спроса. Коэф.ценовой эластичности спроса опр-ся отношением темпа изменения объема спроса к темпу изменения цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на один процент.
По значению коэфф. элас-сти товары обычно делят на 4 группы:
1. Товары высокоэластичного спроса. Коэф. эластичности
спроса по цене больше единицы. Спрос и цена меняются разнонаправленно, причем на каждый процент изменения цены приходится более одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к росту выручки, а повышение цены – к снижению выручки. Высокоэластичный спрос характерен для конкурентного рынка и в несколько меньшей степени – для рынка монополистической конкуренции.
2. Товары низкоэластичного спроса. Коэф. Эластичности спроса по цене меньше единицы. Спрос и цена меняются разнонаправленно, причем на каждый процент изменения цены приходится менее одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к снижению выручки, а повышение цены – к повышению выручки. Низкоэластичный спрос характерен для олигополии и монополии. На рынке монополистической конкуренции для поддержания низкой эластичности спроса требуются значительные усилия по защите собственного сегмента рынка (реклама, каналы сбыта).
3. Товары с единичной эластичностью спроса. Коэф. эластичности спроса по цене равен единице. Спрос и цена меняются разнонапр-но, причем на каждый процент изменения цены приходится один процент изменения спроса. В результате снижение цены и повышение цены не изменяет выручку. Единичная эластичность довольно редко встречается на практике.
4. Товары с положительной эластичностью спроса. Коэф. эластичности спроса по цене – положительная величина, следовательно,цена и спрос изменяются однонаправленно. Снижение цены приводит к снижению спроса, а повышение цены – к повышению спроса. Такая ситуация не может существовать постоянно относительно какого-либо товара,но может иметь место. Например, незначительное снижение цен на товары престижного спроса (модная одежда, обувь, кожгалантерея) может восприниматься покупателями как ухудшение их качества и привести к снижению спроса. Положительная эластичность спроса характерна и для товаров первой необходимости в ситуации, которая получила название феномена Гиффена. В периоды значительного ухудшения экономической ситуации в стране рост цен на товары первой необходимости, являющиеся основой потребительского бюджета наименее обеспеченных слоев населения, может привести к увеличению спроса на них.
На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки. Изменение спроса на конкретный товар может влиять на изменение спроса других, связанных с ним товаров. Степень влияния цен одних товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью спроса. Коэф. перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1 процент при неизменности остальных цен и доходов покупателей.
Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке.
Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Возможные ситуации:
• коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
• коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
• коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
• коэффициент эластичности больше единицы – темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.