Внешние эффекты и их регулирование
Как было выяснено в предыдущем вопросе, рыночный механизм в некоторых случаях терпит «фиаско», не выполняя свои функции. Рассмотрим в этой связи более подробно проблему внешних эффектов.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии – это затраты, а положительные экстерналии – это выгоды,которые не получают отражение в рыночных ценах и которые несут или получают экономические субъекты, не участвующие в рыночной сделке. Классическим примером отрицательных экстерналий являются различные формы загрязнения окружающей среды. Например, химический завод, выбрасывающий в атмосферу вредные вещества, создает отрицательный внешний эффект в виде потери выгоды или полезности от использования чистого воздуха для жителей данной местности. При этом население несет дополнительные затраты на поддержание здоровья, но эти затраты не включаются в издержки производства. Пример положительного внешнего эффекта: производитель фруктов получает выигрыш от расположенной рядом пасеки пчеловода, поскольку пчелы бесплатно опыляют его деревья.
Затраты или выгоды участников рыночной операции, связанные с производством или потреблением блага и включаемые в цену блага, называются частными издержками или выгодами
(PC и PB).Дополнительные затраты или выгоды, связанные с внешними эффектами, называются внешними (экстернальными) издержками или выгодами (EC и EB). Сумма экстернальных и частных издержек и выгод дает общественные (социальные) затраты или выгоды:
;
.
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторым увеличением производства блага, называются предельными частными издержками или выгодами, предельными внешними издержками или выгодами и предельными общественными издержками или выгодами:
;
,
где | – | предельные общественные издержки; | |
– | предельные частные издержки; | ||
– | предельные внешние издержки; | ||
– | предельные общественные выгоды; | ||
– | предельные частные выгоды; | ||
– | предельные внешние выгоды. |
Графически внешние эффекты могут быть представлены следующим образом (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Внешние эффекты: а – отрицательные; б – положительные |
P |
D=MS |
а) |
Q |
MPC=S |
E |
A |
Q |
P |
MPB=D |
S=MSC |
E |
б) |
а |
б |
MSC=MPC+MEC |
E |
P |
Q |
MSB=MPB+MEB |
E |
Q |
P |
E' ' |
На рис. 3.12, а рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой спроса, отражающей предельную общественную полезность данного блага, и кривой предложения, отражающей его предельные частные издержки (точка с координатами и ). Однако в данном случае рыночное равновесие не является эффективным (оптимальным), поскольку рыночное ценообразование не учитывает предельные внешние издержки. Если производство данного блага сопровождается отрицательными внешними эффектами, то общественные предельные издержки включают и предельные внешние издержки. С учетом этого оптимальное состояние установилось бы в точке с координатами и . Из графика видно, что равновесная цена меньше, а равновесный объем больше оптимального уровня: , . Это означает, что следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и заниженная его цена.
Наоборот, следствием действия положительного внешнего эффекта является недопроизводство блага и заниженная его цена: и (рис. 3.12, б). На рис. 3.12, б рыночное равновесие достигается в точке E с объемом производства и ценой . Но поскольку потребление данного блага сопровождается положительным внешним эффектом, то предельная частная выгода от потребления данного товара меньше его предельной общественной выгоды. С учетом этого оптимальный объем производства должен был бы составить , а соответствующая ему цена – .
Из анализа внешних издержек следует, что в случае их существования рыночный механизм неэффективно распределяет ресурсы. А именно: количество ресурсов, которые распределяются на производство благ с отрицательными внешними эффектами, превышает, а с положительными эффектами не достигает оптимального с точки зрения общества уровня.
Для устранения этого перекоса государство использует специальные меры по регулированию внешних эффектов. Это регулирование направлено на корректировку объема производства и потребления благ в сторону его увеличения в случае с положительными экстерналиями или в сторону его уменьшения в случае с отрицательными экстерналиями. Для этого могут использоваться как административные, так и экономические методы.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения и т. п. Например, государство устанавливает стандарты загрязнения окружающей среды и штрафы при их нарушении.
Экономические методы предполагают создание у производителей экономических стимулов для ограничения нежелательной деятельности. К ним относятся, прежде всего, налоги и субсидии. В частности, установление налога на благо с отрицательными экстерналиями в размере внешних предельных издержек сдвигает кривую предложения влево вверх, в результате чего выпуск блага уменьшается до оптимального уровня.
В случае положительных экстерналий используются субсидии потребителям (например, денежные выплаты бедным, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация и т. п.). Субсидии стимулируют спрос потребителей, кривая спроса сдвигается вправо вверх и тем самым достигается увеличение объема производства данного блага.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение спроса и напишите функцию спроса.
2. Выделите ценовый и неценовые факторы спроса. Какое значение имеет их разграничение?
3. Какое влияние на спрос оказывает изменение доходов потребителей?
4. Дайте определение предложению и напишите функцию предложения.
5. Сформулируйте законы спроса и предложения.
6. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?
7. Что показывает эластичность спроса по цене? Какие методы исчисления эластичности вы знаете?
8. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?
9. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса и предложения?
10. В чем заключается экономический смысл рыночного равновесия?
11. Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном положении?
12. Как повлияет на рыночное равновесие повышение ставки налога на прибыль?
13. В каких случаях действие рыночного механизма неэффективно?
14. Почему частные производители не будут производить чистые общественные блага?
15. В чем состоит необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма в случае наличия внешних эффектов?
16. Какие существуют способы смягчения негативных последствий внешних эффектов?
Примеры решения задач
№ 1
Функция предложения товара описывается как , а спрос на него как . Правительство устанавливает налог руб. на каждую единицу продаж.
Определите:
А) равновесную цену, равновесный объем продаж и выигрыш потребителей и производителей до налогообложения;
Б) равновесную цену, равновесный объем продаж и выигрыш потребителей и производителей после налогообложения;
В) объем собранных налогов и распределение налогового бремени между потребителями и производителями.
Решение:
А) В точке равновесия предложение равно спросу: , т. е. . Отсюда равновесная цена . Равновесный объем продаж находим, подставляя значение равновесной цены в уравнение спроса или предложения: .
Выигрыш (излишек) потребителей – это разность между той суммой денег, которую потребитель готов заплатить за товар, и той суммой, которую он фактически платит. Графически (см. рис. 3.11) – это площадь фигуры, отграниченной сверху кривой спроса, а снизу – линией цены: . Координата точки А соответствует той максимальной цене, при которой объем спроса равен нулю. Приравняв функцию спроса к нулю, получим значение : . Координата точки – это значение равновесного объема продукции. Отсюда излишек потребителя:
.
Выигрыш (излишек) производителей – это разность между ценой, по которой производители продают товар, и ценой, по которой они готовы его продать. Графически (см. рис. 3.11) – это площадь фигуры, отграниченной сверху линией равновесной цены, а снизу – линией предложения: . Координата точки C соответствует той минимальной цене, при которой объем предложения равен нулю. Приравняв функцию предложения к нулю, найдем значение этой минимальной цены: . Отсюда излишек производителей:
.
Б) Введение налога влияет на предложение товара. Новая функция предложения выводится исходя из того, что выручка продавца от продажи единицы продукции в результате налогообложения уменьшается на величину налога (на 10 руб.). В итоге функция примет вид: .
Приравняем новую функцию предложения и функцию спроса:
; ; .
Отсюда новая равновесная цена .
Цена после уплаты налога: .
Равновесный объем продаж:
Выигрыш потребителей:
.
Так как функция предложения изменилась, то для нахождения минимальной цены, при которой объем предложения равен нулю, необходимо приравнять к нулю уже новую функцию предложения: . Тогда
.
В) Общая сумма налоговых выплат равна:
.
Доля налога с потребителей:
.
Доля налогов с производителей:
.
Ответ:
А) ; ; ;
Б) ; ; ;
В) ; .
№ 2
По цене руб. было продано 100 тыс. т картофеля, а когда цену повысили до руб., то всего 80 тыс. т. Определите коэффициент ценовой эластичности спроса.
Решение:
Формула дуговой (на отрезке) эластичности спроса:
.
Ответ: .
№ 3
При цене 500 руб. за стрижку в салон красоты приходят в среднем 40 клиентов в неделю. Максимальное количество клиентов, которое может обслужить салон за неделю, равно 70. Директор салона получил совет снизить цену за стрижку до 400 руб. Стоит ли ему последовать этому совету, если, по его расчетам, абсолютное значение ценовой эластичности спроса равно 0,625? Что следует делать директору для увеличения совокупной выручки?
Решение:
Запишем условия задачи:
Для того чтобы определить, выгодно или нет снижение цены за стрижку, необходимо подсчитать общую выручку до и после предполагаемого снижения цены . Исходим из того, что (руб.).
Зная ценовую эластичность спроса, можно определить, какое количество клиентов будет посещать салон после снижения цены. Сначала подсчитаем процентное изменение цены:
Далее найдем, на сколько процентов увеличится в связи с понижением цены количество посещений (клиентов):
В абсолютном выражении (клиентов). Следовательно, (клиентов). Найдем общую выручку: (руб.).
Таким образом, (руб.). Это означает, что снижение цены приведет к снижению выручки на 2000 руб.
Так как в данном случае спрос неэластичный, то для увеличения совокупной выручки директору магазина следует повышать цену.
Ответ:Нет, так как выручка снизится на 2000 руб.; повышать цену.