Распад СССР и образование СНГ. Политическое и социально - экономическое развитие стран СНГ.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г., роспуске СССР и создании СНГ (Содружества независимых государств). В СНГ вошли 11 из 15 бывших советских республик. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, Президент уже несуществующего государства, подал в отставку. На следующий день Верховный Совет СССР решением высшей палаты признал факт роспуска СССР и заявил о прекращении своих полномочий.
Основные этапы перестройки в СССР.
1986 г. – М. Горбачев провозгласил гласность;
1986 – 1987 гг. – реабилитация жертв репрессий;
1987 г – Закон о государственном предприятии (объединении);
1988 г – Закон о кооперации;
1988 г – 19 партийная конференция КПСС;
1989 г – первые альтернативные выборы в СССР;
1989 г, май – 1 съезд народных депутатов СССР;
1989 г, апрель – бойня в Тбилиси;
1990 г. - учрежден пост Президента СССР;
1990 г. январь - бойня в Баку
1990 г. - отменена 6 – я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе;
1990 г. - программа «500 дней» С. Шаталина и Г. Явлинского;
1990 г. - 1 съезд народных депутатов РСФСР;
1990 г. - Декларации независимости Грузии, Литвы, Эстонии;
1990 г. 12 июня – Декларация независимости РСФСР;
1990 г. – премьер – министр СССР Н Рыжков признал провал перестройки и ушел в отставку;
1990 – 1991гг. – крушение союзных ведомств и переход власти на места;
1991г., январь – бойня в Вильнюсе;
1991 г. март – референдум о сохранении СССР;
1991 г. 12 июня – Б. Ельцын избран первым Президентом Р.Ф.;
1991 г. апрель – Новоогаревский процесс – ССГ;
1991 г. август – путч ГКЧП;
1991 г. декабрь – Беловежский сговор, СНГ;
Государства СНГ в мировом сообществе.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Беларусь) президенты России, Украины и Беларуси подписали соглашение о роспуске СCCP и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли республики бывшего СССР (кроме государств Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии, а также Грузии, вступившей в СНГ в 1993 г.). Ставшие суверенными, новые государства были приняты в ООН.
Развитие Содружества Независимых Государств поначалу правительства стран СНГ надеялись на быстрое развитие интеграционных процессов, сохранение экономического и оборонного единства постсоветского пространства, то есть территории бывшего СССР (кроме стран Балтии). Однако этого не произошло.
В 1992 г. Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (позднее к ним присоединились Беларусь, Грузия и Азербайджан) подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. Остальные члены СНГ - Украина, Молдова и Туркменистан - отказались от участия в этом договоре. Затем из него вышли Узбекистан, Грузия и Азербайджан. В результате распалась единая, унаследованная от СССР, система защиты границ от нелегальной иммиграции и контрабанды.
Постепенно в Содружестве выделилась группа государств, готовых идти по пути экономической и военно- политической интеграции с Россией. В 1996 г. Россия, Беларусь и Казахстан заключили Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях. Позднее к нему присоединился Кыргызстан. В 1997 г. был подписан Договор о союзе Беларуси и России, а в 1999 г. - об образовании Союзного государства. В 2000 г. Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан подписали в Астане (столица Казахстана) договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В 2002 г. участники Договора о коллективной безопасности создали на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ). Ее устав, ратифицированный Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, в 2003 г. вступил в силу.
Интеграция в рамках СНГ
ЕврАзЭС(2002)Россия, Казахстан Узбекистан (с 2006 г.), Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан
Таким образом, большинство суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве, стали участниками различных договоров и соглашений. Многие из них не выполняются, реализуются лишь частично или постоянно пересматриваются. Подобное положение обусловлено особенностями внутреннего развития стран СНГ.
Казалось бы, сохранение тесного союза государств, унаследовавших ранее единую экономику и оборонную систему СССР, отвечало их общим интересам. Однако на деле главной задачей 1990-х гг..стало укрепление недавно обретенного ими суверенитета. В сотрудничестве с Россией лидеры ряда стран СНГ видели угрозу национальной независимости. Российская Федерация представлялась им слишком крупным государством, чтобы рассчитывать на равноправные с ней отношения. В итоге, подписывая соглашения о развитии сотрудничества в рамках СНГ, многие его участники одновременно искали союзников и партнеров вне Содружества.
В 1997 г. представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы создали союз, названный ГУАМ (по первым буквам вошедших в него стран). Они поставили задачу сближения с ЕС и НАТО. Украина в 1997 г. подписала Хартию об особых отношениях с НАТО. На ее территории стали проводиться военные учения Североатлантического альянса. В 2003 г. Украина поддержала военную операцию США против Ирака, послав в эту страну контингент своих войск. Молдова тесно сблизилась с Румынией, Азербайджан - с Турцией.
Источником трудностей в развитии сотрудничества между странами СНГ стали также трения по поводу раздела советского имущества. Ряд спорных вопросов удалось урегулировать дипломатическим путем. Так, на территории Беларуси, Казахстана и Украины после распада СССР оставалось оружие массового поражения. По согласованию с Россией и США эти страны вывезли его в Россию, став таким образом безъядерными.
Было найдено мирное решение дискуссионных проблем российско-украинских отношений.
Их вызывали сложности раздела Черноморского флота и его баз. Ситуация усугублялась напряженным положением на Крымском полуострове. Значительная часть его населения требовала отделения Крыма от Украины. Россия не выдвигала претензий на Крым, но настаивала на сохранении баз Военно-морского флота на полуострове. Лишь в 1997 г. были подписаны соглашения по Черноморскому флоту, закрепившие принцип совместного использования военно-морских баз Россией и Украиной, и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между ними. Договор фиксировал отсутствие у сторон территориальных претензий друг к другу, решая тем самым проблему Крыма. В 2003 г. состоялось подписание российско-украинского договора о государственной границе, определившего линию ее прохождения на суше.
Путем переговоров удалось частично решить вопрос о разграничении акватории Каспийского моря между прилегающими к нему странами.