Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности
Роль и назначение государства в развитии досуга.В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, детей, подростков, юношества), так и всего общества.
Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появлялись законодательные способы регламентации рабочего и свободного времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соотношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались °бщегражданские праздники, связанные с политическими и обществен-
Глава 3
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
но-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у людей гражданские чувства.
В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших направлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой, механизмами правоприменительной практики, общественного контроля, судебного разбирательства.
Одна из форм государственно-правового регулирования досуга связана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекреации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время. Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку бизнеса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает состояние общественного сознания.
В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вырабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и громкую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых занятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).
В любой стране сфера правового регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сервис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие принципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу развития культурной активности и досуговой деятельности граждан.
Разработка и осуществление национальных проектов в области культуры и досуга.В рамках общегосударственной или региональной культурной политики, а также благодаря корпоративной или общественной инициативе в разных странах осуществляются крупные инновационные проекты в сфере культуры и досуга. Реализация подобных проектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и повысить культурный престиж страны в целом.
В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно государственная или региональная власть выступает организатором и спонсором масштабных инициатив в проектировании новых форм культурной активности и досуговых традиций (о проектировании досуговых форм как особой организационной технологии см. гл. 5). В некоторых случаях роль государства или местных органов власти не может быть заменена деятельностью бизнесменов, спонсоров. Властные органы обладают широкими возможностями стимулировать разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений бизнеса и др.), поддержать внедрение и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике.
Результатом подобного национального проекта в области французского и мирового кинематографа стали разработка и проведение Каннского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки материально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся
Глава 3
в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культурную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль проходит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществленного посредством государственной политики и активности национального бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.
В нашей стране множество культурно-досуговых проектов было реализовано государством в советский период в рамках культурной политики. В современных условиях проектирование и реализация таких проектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.
Регулирование развития досуговой деятельности подрастающих поколений.В наше время любое общество признает особое значение досуговых занятий в процессе воспитания подрастающего поколения. Период становления и развития личности (в среднем с 3 до 25 лет) считается ключевым и в процессе развития досуга. Для дошкольников досуг еще не выделяется в специальный вид активности. Дети этого возраста овладевают навыками труда, общения, а также нравственными ценностями родной культуры в играх, спортивно-физических занятиях и при чередовании простейших обязанностей с физическим расслаблением, сном.
Огромное воспитательное значение в формировании мировоззрения, устойчивых нравственных норм детей этого возраста имеет то, что именно дети узнают от взрослых, с чем они знакомятся из других источников информации. Поэтому так важно знакомить их с детским фольклором родной культуры, художественными формами других народов (фольклором, мультфильмами, музыкально-песенным искусством, театральными постановками и др.).
Время детей школьного возраста уже разделяется на учебное и досу-говое. Учеба детей и юношества до 15-17 лет, по существу, становится трудовым занятием, а не отдыхом. Досугом у детей этого возраста является свободное от учебы время, выходные дни, каникулы. В подростковый и юношеский периоды многие задачи физического развития, духовно-нравственного и культурного воспитания личности, особо значимые на первоначальном этапе жизни, продолжают оставаться в силе.
Не случайно народная педагогика, современные воспитательно-образовательные детские учреждения, а также государственное законодательство ограждают детей дошкольного и школьного возраста от сопри-
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
косновения с воплощением зла, насилия и безнравственности в материалах СМИ, в некоторых жанрах искусства. В законодательстве многих государств имеются запреты на демонстрацию по телевидению в дневное и вечернее время передач и фильмов, содержащих сцены насилия, убийств и др.
Проблемы педагогики детского и молодежного досуга остаются в центре внимания не только родителей, работников воспитательных и образовательных учреждений, но и организаторов досуга.
Использование досуга в полиэтнических сообществах для социокультурной интеграции.В многоэтнических обществах (США, России, Индии и др.) всегда существовала проблема интеграции граждан, принадлежащих к разным культурам, вероисповеданию, в единое культурное пространство страны через досуг и праздничные мероприятия.
В последние десятилетия эта проблема стала актуальной также в тех обществах, где до этого с ней не сталкивались, например, в странах Западной Европы, где растет удельный вес выходцев из стран арабо-мусульманского мира, с Африканского и Азиатского материков, и где ощущается напряженность с проблемой интеграции иммигрантов в доминирующую культуру. Массы приезжих, попадая в чужую культуру, в новые условия жизни, нередко оказываются в состоянии культурного шока, переживают стресс. Сталкивается с этой проблемой и современное российское общество, где немало выходцев не только из стран СНГ, но и государств, представители которых до этого не проживали в России в таких масштабах (Китая, Вьетнама и т.п.).
В странах с высоким уровнем трудовой иммиграции создается во многом схожая ситуация. Иммигранты с трудом приспосабливаются к новым условиям жизни. Они не в состоянии быстро выработать оптимальное соотношение с принимающей культурной средой. В результате У новых граждан растет внутренняя напряженность, рассогласованы адаптационные функции, развиваются те или иные формы психологических фобий и физических заболеваний.
На этой основе у многих выходцев из других стран формируется эффект геттоизации, т.е. они избегают соприкосновения с принимающей культурой, подозрительно относятся к коренным гражданам, замыкаясь внутри своей общины.
Например, в Голландии складывается тупиковая ситуация в соотношении этнокультурного баланса жителей. В крупных городах соотношение коренных жителей страны и иммигрантов нередко со-
Глава 3
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
ставляет 50:50. Иностранные переселенцы не растворяются, как ожидалось ранее, среди коренных жителей в голландской культуре. Напротив, они образуют в городах своеобразные закрытые общины, где сохраняют свои привычки, традиции, образ жизни в целом. Так же действует и коренное население Голландии: неохотно пускает на «свою» территорию иммигрантов, не вступает с ними в контакт. Правда, участь коренных жителей незавидна. Многие из них, не желая оставаться в городах, рядом с нищими иностранцами, нередко предпочитают покидать привычные места своего проживания и перебираться туда, где иностранная среда не так ощутима.
Власти страны не в состоянии решить эту проблему оптимально, с одновременным сохранением культуры доминирующего этноса и соблюдением прав человека. Городские советы нередко принимают чисто административные решения: ужесточают условия получения вида на жительство неимущим иностранцам, требуя от них определенного уровня доходов. Однако это пока не изменяет ситуацию в крупных городах страны.
Известия. 2003.4 декабря.
Опыт некоторых стран и мегаполисов свидетельствует, что преодоление подобной дезадаптации приезжих возможно. Выходом в этом случае оказывается их интеграция в новую культурную среду через досуг, свободное время, участие в общенациональных праздниках. Правда, включаться в досуг должны обе стороны, те, кто приехал на новое место жительство, и постоянные жители, которые должны проявлять интерес к досугу новых сограждан. Такая ситуация связана с трансформацией культуры как доминирующего этноса, так и приезжих.
Наиболее показательны в этом отношении такие города, как Нью-Йорк, Париж, Лондон, культурно-досуговая атмосфера которых приобретает более открытый характер. Например, Париж задает тон в освоении культуры других народов в праздниках. Органы государственной власти нередко выступают при этом их инициаторами или активными участниками.
Когда в конце 2003 г. президент Франции Ширак объявил очередной наступающий год «годом Китая», праздновал китайский Новый год весь Париж. Рестораны оперативно внесли в меню изыски дальневосточной кухни. Модельеры стали срисовывать узоры с дра-кончиками и демонстрировать их публике. Народные гулянья в городе собрали сотни тысяч парижан, перед которыми прошло несколько шествий, в которых были представлены герои китайского эпоса, звучали гонги, участники танцевали, изображали китайскую панто-
миму или китайские боевые игры, запускали воздушные китайские шары. Открывал праздник в Париже председатель КНР Ху Цзинь-тао. В честь приезда гостя все пять дней его вояжа Эйфелева башня была иллюминирована красными огнями в знак интереса французов к восточной символике.
Вместе с тем социокультурная ситуация в современной Франции свидетельствует и о другом: интернационализация досуга действует в сближении представителей разных культур в определенных границах, переходя которые можно добиться противоположного эффекта. Например, в нынешних условиях во многих странах Западной Европы совместный досуг сам по себе не в состоянии преодолеть разрыв в социальном положении коренных граждан и выходцев из развивающихся стран. Как продемонстрировали многодневные беспорядки во Франции в ноябре 2005 г., арабская молодежь, выступая французскими гражданами во втором или третьем поколении, все же не интегрирована на равных во французскую культуру. В этом случае организовать совместный досуг коренной французской молодежи с молодыми арабами пока достаточно сложно.
Государственно-правовое и общественное регулирование некоторых аспектов деятельности СМИ и глобальных сетей связи.Еще
одно важное направление государственного и общественного регулирования досуга — внимание к содержанию досуга. Тем самым стимулируется развитие досуга в русле позитивных социально-культурных и моральных ценностей, рекреационно-воспитательных и педагогических принципов .развития дошкольников, досуга подростков и молодежи в целом. Особое внимание правовых органов привлекает деятельность СМИ, глобальных сетей связи. Даже если государство придерживается демократических принципов в информационной сфере, включая свободу слова, органы власти вынуждены следить за некоторыми содержательными аспектами деятельности массовых каналов связи.
Наиболее часто в разных странах имеет место противодействие распространению через глобальную сеть незаконной информации, в том числе порнографической и экстремистской. Для борьбы с экстремизмом в Интернете создана программа, которая вычисляет авторов посланий со словами «убийство», «преступник», «теракт». Конечно, эффективность подобных программных продуктов невысока. По отношению к особо грамотным пользователям они вообще не работают. Но имеются и другие приемы цензуры по отношению к содержанию Интернета.
Глава 3
В США и других развитых странах приняты правовые нормы, дающие право провайдеру ограничивать или закрывать доступ пользователям к сайтам, которые содержат непристойную информацию или нарушают действующее законодательство.
В Германии «Мультимедийный закон» также закрывает каналы проникновения «незаконной информации». Кстати, в этой стране имеет место запрет на компьютерные игры, в которых имеются образы и оценки, приобретающие оскорбительные оттенки по отношению к национальному характеру и психологии немцев.
В Китае борются не только с диссидентами (отслеживается информация с ключевыми словами «Тибет», «диссидент», «Тайвань» и др.), но и с порнографией. Здесь контролировать Интернет помогают осведомители, которым за нужную информацию выплачивается приличное вознаграждение.
Россия. 2005. Январь.
Существуют способы общественного и государственного контроля содержания аудиовизуальных СМИ. По отношению к каналам СМИ сравнительно легче осуществлять правовое регулирование, так как к ним обращается гораздо большее число граждан и появляется немало организованных структур, заинтересованных в их сбалансированном, сугубо общественном характере деятельности. Во многих странах деятельность СМИ вызывает острые общественные дискуссии о принципах деятельности и содержании их материалов. Деятельность коммерческих СМИ все в большей степени зависит от безудержной конкуренции. Главными критериями работы журналистов и специалистов в сфере информации становятся скорость и сенсационность сообщений. А это неминуемо ведет к падению этического уровня и качества радио- и телепрограмм, газетного текста. Однако массового зрителя такая тенденция устраивает далеко не всегда.
Почти в каждой стране обсуждаются проблемы общественно одобряемых и неодобряемых аспектов содержания СМИ, вопрос, как совместить на телеэкране, в печати, кино свободу и полноту информации с общественной моралью, с решением воспитательных и просветительских задач. Одним из путей выхода видится, помимо развития в стране частных, корпоративных, коммерческих, наличие общественных СМИ, которые должны выражать национальные интересы, публиковать материалы, рассчитанные на разные слои населения. Общественное телевидение акцентирует внимание аудитории на вопросах, затрагивающих все
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
общество, решения культурных и нравственных проблем, волнующих большую часть населения, включая молодежь и пожилых, бедных и состоятельных и т.п.
Например, в Англии общественным телевидением выступает Би-би-си; в Германии — две общественно-правовые сети АРБ и ЦДФ, в Японии — могущественная сеть Эн-эйч кей, в Австралии — столь же влиятельная сеть Эй-би-си и т.п. В США решением конгресса в 1967 г. была создана общественная сеть «Паблик Бродкастинг Систем» (PBS), которая ныне объединяет более 300 телестанций.
Содержание программ общественных каналов не цензурирует-ся в строгом смысле слова. Однако общественные советы и представители аудитории скрупулезно отслеживают, во-первых, распределение эфирного времени на различную тематику и на предоставление слова разным политическим партиям, во-вторых, выполнение работниками общественного телевидения законодательно-правовых норм, в-третьих, соблюдение принципов общественной морали.
Содержание программ такого телевидения иное в сравнении с телевидением коммерческим. На общественных каналах рекламная продукция почти сведена на нет. Здесь приветствуются интеллектуальный поиск, соревновательность способностей, любознательность как журналистов, так и представителей аудитории. Доминируют передачи культурно-просветительного, познавательного, исторического, художественно-эстетического плана. В каждой стране общественное телевидение сосредоточивается на проблемах национального развития. В Японии особую значимость приобретает учебное вещание, ориентированное на образовательное и учебно-развивающие цели. Данное вещание подключено к общественным телеканалам. В Малайзии государственно-общественное телевидение сосредоточивается на проблемах продвижения страны по пути индустриального и культурного развития.
В разных странах миллионы граждан — дети, студенчество, интеллигенция, люди пожилого возраста — составляют благодарную аудиторию общественных телеканалов.
Достаточно сложной остается проблема регулирования содержания СМИ, материалы которых носят откровенно эротический характер. Сложность в том, что специалисты разного профиля (педагоги, искусствоведы, психологи) не в состоянии разграничить художественную эротику и порнографию, переходящую в натурализм и нравственную вседозволенность. В каждой стране есть свои способы разрешения подоб-
Глава 3
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
ных трудностей. Чаще всего передачи сомнительного с точки зрения нравственности содержания, как правило, идут в ночное время.