Отраслевая структура мировой торговли. 1. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности

1. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами.

2. Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования.

3. Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.

4. Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка.К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров – Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.

5. В целом, развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, финансовыми, туристическими.

6. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов – это торговля машинами и оборудованием.

Конкурентоспособность отраслей экономики России:

Первая группа – по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% – в промышленности. В них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах – существенно больше). Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов.

Вторая группа – отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также военная промышленность. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Если на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 13% мировых потребностей, то позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы. Сегодня Россия вывозит в 5 раз меньше высокотехнологичных изделий, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай, и в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея.

Третья группа – это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитительные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д.).

В международной торговле услугами Россия также ориентируется на традиционные и низкотехнологичные ниши: туризм и услуги транспорта. На две указанные позиции во второй половине 90-х годов приходилось от 75 до 80% всего российского экспорта услуг

Задача 1

Функции спроса и предложения для некоторого товара в условной стране мо­гут быть представлены в виде следующих аналитических зависимостей

Qd = 30 – 2P Qs = -15+3P

Определите:

1) цену товара при отсутствии мировой торговли;

2) аналитическое выражение и графическое представление функции спроса
на импорт данного товара.

Решение

Автаркическая равновесная цена рассматриваемого товара (РЕ) должна быть определена из условия равенства объемов спроса и предложения, то есть 30 - 2Р = - 15 + ЗР, откуда РЕ = 9 ден. ед.

Функция импорта Qимп рассчитывается как разность между соответствующи­ми функциями спроса и предложения:

Qимп = Qd – Qs = 45- 5Р.

График этой функции приведен на рисунке

Отраслевая структура мировой торговли. 1. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности - student2.ru

Задача 2

Функции и спроса и предложения для товара, производящегося в условной стране имеют вид

Qd = 100-Р; Qs = -20 +Р.

Известно, что после вступления страны в свободные торговые международные отношения объем предложения данного товара отечественными производителя­ми сократился на 50%.

Определите объем импорта рассматриваемого товара в страну, обусловившего указанное сокращение объема внутреннего предложения.

Решение

Для определения исходного (автаркического) объема предложения необходи­мо найти равновесную цену из условия

100-Р = -20 + Р=» Р =60 ден. ед.

Подставив найденную цену в функцию спроса или предложения, определим соответствующий ей равновесный объем

QЕ = 100 - Р = 100 - 60 = 40 ед. прод.

Мировую равновесную цену Рw определим из условия

-20+ Pw = 0,5*40

откуда Рw = 40 ден. ед.

Определение объема импорта QИМП осуществим по формуле

QИМП =Qd – Qs = 120 - 2Р = 120 - 2 • 40 = 40 ед. прод.

Наши рекомендации