Количество фирм в отрасли;

Средний размер фирмы в отрасли (чем фирмы больше по размеру, тем - больший объем продукции они производят и достигают минимально возможных средних издержек);

Технологии, применяемые в отрасли (улучшение технологий способствует росту предложения товаров).

При совершенной конкуренции фирмы не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

В длительном периоде всякое предприятие имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем в коротком периоде возможность изменить объем выпуска. Благодаря же свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровнеминимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой предельного дохода (рис. 1):

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Рис.1. График совокупного и предельного доходов на конкурентном рынке

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим прибыль:

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

1. Если при оптимальном объеме производства QMAX P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: Количество фирм в отрасли; - student2.ru (рис. 2).

2. Если при оптимальном производстве МС=Р=АС, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. будет работать в режиме самоокупаемости (рис. 3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков), (рис. 4).

4. Если Р=МС<AVCMIN, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии Количество фирм в отрасли; - student2.ru (рис. 3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Рис. 2. Механизация прибыли Рис. 3. Равновесие фирмы

в длительном периоде

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Рис. 4. Минимизация издержек Рис. 5. Выход фирмы из отрасли

в короткий период

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис. 6 и 7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Рис. 6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство: MR = MC = AC = P

MR - предельный доход

MC - предельные издержки

AC - средние издержки

Количество фирм в отрасли; - student2.ru

Рис. 8 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков:

Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов.

Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований.

Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре.

Наши рекомендации