Повышение качества с помощью нововведений

Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание экономических, правовых и других факторов влияющих на качество. С помощью нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно двигаться дальше. В системах качества нововведения делятся на две группы:

· функциональные

· системные

К функциональным относятся нововведения, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы. В крайнем случае, необходимость в структурных изменениях столь незначительна, что их можно не проводить. В нашем случае можно ввести дополнительную плату за бездефектное выполнение закидки, за сдачу их в БТК и заказчику с первого предъявления в установленные технологические циклы сдачи.

К системным относятся нововведения, которые затрагивает не одну, а несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут касаться одной функции, но по масштабам воздействия влияют на другие функции, что приводит к необходимости внесения в них изменений. В данном случае при изготовлении запасных частей для ж. д. вагонов возможен переход от сдельной формы оплаты труда к повременной или повременно - премиальной. Известно, что сдельная оплата труда во многих случаях отрицательно влияет на качество изготовления и в определенный момент времени, когда качество начинает опускаться ниже допустимого придела. Возникает необходимость от этой системы отказаться и перейти к повременной или смешанной оплате труда. Такое нововведение входит в состав функции управления качеством - материального стимулирования улучшения качества. Изменение формы оплаты труда затронет другие функции - технологическую подготовку производства, контроль качества, а по масштабам воздействия окажет влияние на очень большую группу участников процесса обеспечения качества.

С помощью классификации нововведений нам легче определить адресность в реализации нововведений. Функцию нововведения осуществляет подразделения аппарата управления - технические, технологические службы, отделы кадров и оплаты труда, ответственные за реализацию тех или иных задач управления качеством.

Системные нововведения проводятся руководством, администрацией более высокого уровня, чем функциональные органы управления. Это объясняется необходимостью координации внесения изменений (одновременно или в определенной последовательности) в деятельность различной службы подразделений.

Для определения порядка действия с системными и функциональными нововведениями чрезвычайно важно оценивать их последствия и степень влияния на качество. Т.к. точные сведения получить очень сложно, приходится полагаться на мнение авторитетных специалистов, экспертов, работников предприятия, осуществляющих разработку и внедрение нововведений в деятельность по улучшению качества.

У.Э.Деминг, известный американский специалист и ученый в области статистических методов анализа различных способов улучшения качества считает, что системные нововведения более эффективны как по масштабу воздействия на качество, так и по величине экономических результатов по улучшения качества.

Но нам кажется, что на предприятии “Урал” наибольшее внимание следует уделять функциональным нововведениям (испытание новых форм организации производства, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества), так как системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка времени. Но может наступить момент, когда системные нововведения займут более преимущественное положение, т.е. наилучшего результата можно достичь при оптимальном сочетании возможностей общих нововведений, что зависит от опыта и искусства руководителей и его помощников.

Анализ всего нового и выработка на этой основе соответствующих рекомендаций в интересах улучшения качества может быть и особой функцией органов, служб управления качеством. В число служебных обязанностей новых современных руководителей теперь должны включаться такие как:

1. Организация и руководство разработкой, внедрением и совершенствованием систем качества.

2. Организация сертификации систем качества.

3. Контроль состояния и эффективности системы.

4. Контроль реализации плана разработки и внедрения нововведений в систему качества.

Было бы ошибкой руководителя предприятия пренебречь вышесказанным и полагать, что системы качества даже при их высокой степени развития не нуждаются в совершенствовании.

Контрольные вопросы.

1.

2.

3.

4.

5.

Литература к лекции: [1], .[3]

 
 
Для заметок к лекции № 17

литература

1. Шишкин И. Ф. «Метрология, стандартизация и управление качеством». Учебник. М.: Издательство стандартов. 1990г.

2. Крылова Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999 г.

3. Журнал «Стандарты и качество» №5 2002г.

4. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про стандартизацію»

5. Декрет кабинета министров Украины о стандартизации и сертификации от 11.06.97 с изменениями, внесенными законом Украины № 333/97-ВР.

6. ДСТУ 1.0-1993 "Общие положения".

7. Законодательные акты Украины по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации, К, 1993 г.

8. "Управление качеством продукции ИСО 9000 – ИСО 9004, ИСО 8402", М., "Издательство стандартов", 1998 г.

9. Девид Бодди, "Основы управления качеством", Санкт-Петербург, "Питер", 1999 г.

10. "Новости ИСО 9000", М., 1995 год,

11. Якушев А.И., Воронцов Л.Н., Федотов Н.М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1986. – 352 с.

12. ДСТУ 2462-94 "Сертифікація: основні поняття, терміни та визначення".

13. Декрет КМУ від 10.05.93р. N 46-93 "Про стандартизацію та сертифікацію".

14. КНД 50-009-93 «Типовое построение технических условий. Методические указания».

15. Гличев А. В., Круглов М. И. «Управление качеством продукции». М: «Экономика» 1979.

16. Гличев А. В. «Нововведения, маркетинг и управление качеством». «Стандарты и качество»// №10, 1995г.

17. Гличев А.В. « Современные методы управления качеством»/«Стандарты и качество»//№4, 9,1996г.

Наши рекомендации