Понятие о цене, её сущность
В рамках курса отраслевой экономики цена изучается с точки зрения ее влияния на эффективность производства и основные показатели, характеризующие эффективность производства — прибыль, рентабельность, величину затрат на средства производства и др.
При определении сущности цены как экономической категории существуют два основных подхода.
Первый подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которым, цена — это денежное выражение стоимости, а стоимость — это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
Второй подход — маржиналистский, основанный на теории предельной полезности. В соответствии с этой теорией цена — это такое количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.
С точки зрения современной отраслевой экономики цена — денежное выражение стоимости продукции. Цена на продукцию должна возместить все расходы предприятия по производству и реализации продукции, обеспечить необходимую для текущего и перспективного развития предприятия величину прибыли и тем самым создать предпосылки для развития производства, повышения качества продукции и обновления ассортимента.
Цены и ценообразование являются важными факторами эффективности функционирования предприятий отрасли.
Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, экономическую жизнеспособность и финансовую устойчивость.
Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).
В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров.
В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».
В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.
7.2.Функции цены
Экономическая сущность цены в конечном счете проявляется в функциях цены. Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. Цене присущи четыре функции:
1.Учетно-измерительная функция цены является основной функцией, так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. Именно в цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является, наряду с деньгами, стоимостным измерителем практически всех экономических процессов.
2.Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на все стороны воспроизводственного процесса и все уровни управления и хозяйствования. Выполняя стимулирующую функцию, цена может как поощрять, так и сдерживать экономические процессы. Причем поощрительное и сдерживающее воздействия цены, как правило, идут одновременно, параллельно.
3.Перераспределительная функция цены выражается в конечном счете в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др.
4.Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.
Функции цены не следует отождествлять с конкретными задачами, которые решаются с помощью различных видов цен. Функции, выполняемые ценами, конкретизируются в перечне таких задач. Каждый конкретный вид цены настроен на решение отдельных задач. Так, с помощью тарифов на электроэнергию могут решаться задачи, связанные с экономией энергоресурсов, рациональным использованием электроэнергии в течение дневного и ночного времени суток и др. Решение этих задач невозможно, к примеру, посредством цен на автомобили. Число функций цены ограничено. В то же время количество экономических задач, решаемых посредством цен, огромно. Перечень этих задач практически неограничен. Однако все конкретные задачи, решаемые ценами, условно можно объединить в несколько больших групп:
· обеспечение возмещения затрат фирмы (производителя или посредника) на производство и реализацию товаров и получение прибыли, необходимой для нормального функционирования этой фирмы;
· учет в цене взаимосвязанности (взаимозаменяемости, взаимодополняемости и технологической увязки) продукции;
· учет в цене социальных аспектов развития общества;
· отражение в цене экологической составляющей экономики;
· обеспечение эффективной внешнеторговой политики государства и др.
Помимо рассмотренных крупных задач, решаемых ценами на макро- и микроуровнях, цены используются для решения более частных задач:
· снижение затрат на производство и реализацию продукции;
· создание условий для роста объемов производства и реализации;
· укрепление на определенном сегменте рынка и выход на новые рынки.
Данные задачи в основном решаются ценами на уровне конкретных организаций (фирм).
7.3. Основные принципы ценообразования
Под принципами ценообразования понимаются наиболее общие условия, необходимые для обеспечения нормального процесса формирования, установления и применения цен. Принципы формирования цен являются общими как для макроэкономического уровня, так и для конкретных предприятий и организаций.
К наиболее общим относятся следующие принципы:
· научной обоснованности цен;
· целевой ориентации цен;
· законности;
· плановости цен;
· непрерывности процесса ценообразования;
· единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.
Принцип научной обоснованности цен предполагает, что при формировании цен необходимо учитывать действие экономических законов и закономерностей. Научный подход к формированию цен базируется прежде всего на изучении рыночной конъюнктуры, анализе различных сегментов рынка, учете действующих в стране экономических систем: налогообложения, финансово-кредитной, банковской и др.
Важнейшим условием реализации данного принципа является полнота информационного обеспечения процесса формирования цен.
Принцип целевой ориентации цен. В масштабах государства в целом такой целью цен является стимулирование экономического роста страны, создание условий для обеспечения сбалансированности экономики. Государство посредством цен решает и более конкретные задачи.
Для конкретных предприятий данный принцип означает, главным образом, ориентацию на максимизацию прибыли, победу в конкурентной борьбе.
Принцип законности означает, что формирование и применение цен должны находиться в правовом поле, подчиняться действующим нормативным положениям, установленным государством. При формировании цен необходимо использовать установленные государством различные ставки и нормативы (ставки налогов, нормы амортизации, ставки таможенных пошлин и др.). Процесс ценообразования должен быть законным и прозрачным.
Принцип плановости цен означает, что важнейшим элементом процесса ценообразования является текущее, перспективное планирование цен и их прогнозирование на длительную перспективу.
Принцип непрерывности процесса ценообразования является важнейшим условием процесса воспроизводства. Как известно, процесс воспроизводства начинается с закупки материальных ресурсов по действующим ценам. Произведенная продукция продается по действующим ценам. На вырученные денежные средства от продажи продукции опять закупаются материальные ресурсы. Причем действующие цены подвержены постоянным изменениям. Но процесс воспроизводства не прерывается. А так как он обслуживается системой цен, то и процесс ценообразования считается непрерывным и динамичным.
Принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения. Ценообразование и контроль цен являются взаимосвязанными процессами. В связи с тем, что конкретные цены в условиях рыночной экономики могут формироваться как на уровне макроэкономики, так и непосредственно на предприятиях, контроль их формирования и применения осуществляется государством и самими предприятиями.
Предприятия-изготовители и предприятия-потребители принимают активное участие в контроле цен. Это происходит как на стадии согласования цен, так и на стадии их реализации.
7.4. Классификация цен
В современной экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются и регулируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочения, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков, в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы (виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен, объединяемых по следующим признакам:
· система национальных и мировых рынков;
· сфера обслуживания национальной экономики;
· степень (жесткость) государственного регулирования цен;
· стадии ценообразования;
· базисные условия поставки товаров и др.