Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е.

Введение

В специальность

Экономиста

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

юн ити

UNITY

Москва • 2002

УДК 330(075.8)

ББК 65я73

Я 47

Рецензенты:

д-р техн. наук, проф. С. А. Панов

(зав. кафедрой экономики

Международного университета природы общества и человека «Дубна»);

д-р экон. наук, проф. М.Ю. Афанасьев

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвияи

Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е.

Я47Введение в специальность экономиста: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 302 с.

ISBN 5-238-00421-4

Учебное пособие ориентировано на подготовку экономистов акаде­мической степени «дипломированный специалист». Представлена харак­теристика современной системы высшего образования России, подробно рассмотрено экономическое профессиональное образование. Наряду с традиционными квалификационными характеристиками должностей экономистов приводятся и новые, в том числе аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Описания специальностей экономистов отражают современные требова­ния рынка труда.

Учебное пособие подготовлено с учетом требований Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального образова­ния России второго поколения (2000 г.).

ББК65я73

ISBN 5-238-00421-4 © Е.Г. Яковенко, Н.Е. Христолюбова, 2002 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА,

2002 Воспроизведение всей книги или любой

ее части запрещается без письменного

разрешения издательства

Предисловие

Пособие «Введение в специальность экономиста» представляет собой принципиально новое учебное издание для начинающих экономистов. Его цель познакомить читателей с особенностями системы многоуровневого образования России, спецификой высшего профессионального образования и его образовательными стан­дартами. Особое внимание авторы уделили характеристике Государ­ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по основным специальностям, организации учебного процесса в вузе на экономических факультетах. Значительное место в учебном пособии отведено рекомендациям по работе студента с учебным материалом, с научной, учебной и справочной литерату­рой, правилам библиографического оформления научных и учебных рефератов, курсовых работ, основам гигиены учебного труда сту­дентов, характеристике профессионального языка и профессио­нального инструментария экономиста.

Содержащиеся в настоящем учебном пособии экономические знания необходимы не только студентам, но и деловым людям. На­учные работники и преподаватели, изучающие вопросы макро- и микроэкономики, институциональной экономики, теории мирового хозяйства, государственного регулирования национальной эконо­мики, управления рисками и страхования и другие экономические Дисциплины, найдут основы современных экономических знаний. Студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры, получат лаконичные ответы на вопросы современной и, в том числе, так называемой «новой, компьютерной экономики», познакомятся с понятием «инструментарий» экономической науки, изучат его основы.

В пособии приводятся общая и специальная характеристики экономиста как профессионала, теоретика, практика, руководителя и исполнителя. Для описания всех основных характеристик специ­альности экономиста использован Квалификационный справочник должностей экономистов руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный по­становлением Минтруда и социального развития РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики неза­висимо от форм собственности и организационно-правовых форм). Из общего перечня квалификационных характеристик выделены те, которые относятся к квалификации экономиста.

Представлена общая картина основных должностей экономистов с учетом существующей практики рационального разделения труда в экономических процессах. Пособие содержит новые квали­фикационные характеристики должностей экономистов-служащих: аудиторов, аукционистов, брокеров, дилеров, менеджеров, специалистов по маркетингу, оценщиков и др. Читатели познакомятся с существенно измененными и пересмотренными квалификацион­ными характеристиками по традиционным должностям.

При подготовке этого издания были использованы новые достижения экономической теории и современные разработки ученых-экономистов, создавших экономический манифест, парадигмы современного механизма хозяйствования, новые доктрины, стратегии и методы экономического регулирования хозяйственных процессов, объектов и систем. Таким образом, пособие обслуживает практические современные запросы переходной экономики России. Вместе с тем, показано, что не на все вопросы современной хозяйственной жизни сложившаяся система экономических наук может дать быстрый и адекватный ответ. Необходимо время для разработки проблем обучения экономистов новому экономическому инструмента­рию. По оценке авторов, ныне существующая система знаний и умений экономической науки, ее инструментарий не позволяют полно, системно, комплексно и точно распределить и соединить важные хозяйственные процессы в пространстве и времени, чтобы получить оптимальный режим хозяйствования.

В условиях возрастающего внимания к научному объяснению процессов переходной экономики нашей страны настоящее пособие помогает реально оценить возможности регулирования эконо­мической жизни человека, семьи, общества, структур микро- и макроэкономики.

Издание в учебно-методической форме содержит ответы на во­просы о том, какие закономерности экономического механизма действуют с какой точностью, интенсивностью и продолжительностью. На основе анализа и обобщения отечественной и зарубежной экономической литературы, справочников, публикаций всемирно признанных ученых-экономистов и профессионалов-практиков дается обобщенное представление о системе современных знаний о составе, структуре, качестве экономической науки и ее инструментария.

Описываются функции основных должностей экономистов, представлены характеристики современных государственных образовательных стандартов экономистов по специальностям: экономическая теория, экономика труда, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, мировая экономика, национальная экономика, статистика.

Одна из важных проблем улучшения подготовки экономистов, для национального рынка труда — качество обучения с помощью современной учебной литературы. Уже стало общеизвестно, что в национальной и мировой литературе по макро- и микроэкономике, а также другим отраслям экономической науки, наблюдается разночтение по одноименным терминам, понятиям, дефинициям, что препятствует формированию единого для России и мирового экономического пространства тезауруса в этой области. Появляющиеся в последнее время на книжном рынке России учебные пособия и монографии продвинули разработку фундаментальных положений экономической науки. Это в свою очередь позволит обновить, усовершенствовать ее инструментарий. В результате мы сможем соединить лучшие достижения прошлого, настоящего и будущего экономистов разных поколений.

Надеемся, что настоящее пособие будет полезно студентам, изучающим экономические дисциплины, а также тем экономистам, чья повседневная деятельность требует применения эффективных средств и современного профессионального инструментария.

Авторы выражают глубокую признательность рецензентам и всем, кто принимал участие в обсуждении учебного пособия на всех стадиях его подготовки, за ценные и полезные замечания и пожелания, которые были учтены в работе над изданием.

Наши рекомендации