Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики

Процесс реализации КСО формируется на основе опыта взаимодействия государства, профсоюзов и корпораций в сфере отношений социальной ответственности. Она представляет собой объединение отдельных инициативных процедур взаимодействия корпораций в единую схему их целенаправленного поведения для осуществления проектов социальной ответственности (рис. 2.2).

На начальном этапе этого процесса организуется специальный орган управления социальной ответственностью корпораций участников проекта, в состав которого включаются представители ее высшего менеджерского звена.

Подготовка социального отчета выстраивается на основе результатов независимого исследования, определяется круг потенциально заинтересованных в диалоге сторон и формируется список «целевых аудиторий». Специалисты стремятся сделать его максимально репрезентативным, чтобы получить наиболее полное представление об отношении общества к различным аспектам деятельности корпораций участников проекта. К диалогу приглашаются представители органов власти и контролирующих структур, в том числе министерств (здравоохранения, финансов, труда и социального развития, промышленности и др.), а также региональных учреждений здравоохранения, образования, различных общественных организаций.

На первом этапе диалога проводятся встречи отдельно с каждым участником проекта при посредничестве и содействии независимого модератора. Применяется подход с позиции слушателя — это диалог без каких-либо оценок и предвзятой позиции со стороны организации. Важно услышать, какие дается возможность самостоятельно предложить темы для обсуждения. Таким образом, в результате первой встречи выявляются те направления, на которых организации нужно в дальнейшем акцентировать свое внимание. В их числе оказываются: информирование потребителей, политика компании в области маркетинга, деятельность компании в области благотворительности, социального партнерства и защиты окружающей среды, взаимоотношения компании с местным сообществом и качество выпускаемой продукции. Свои усилия участники проекта стремятся объединить с усилиями всех заинтересованных сторон: органов здравоохранения и образования, специалистов-психологов, представителей государственных и общественных организаций.

Правовую основу проектов социальной ответственности составляют внутренние кодексы и правила маркетинговой деятельности корпораций, которые ограничивают их позиционирование на рынке. В структуре социальной программы отдельными статьями выделяются долгосрочные программы спонсирования, с указанием сроков отдельных мероприятий, оказание благотворительной помощи организациям инвалидов, детским домам, школам, участие в экологических программах региона, развитие медицинских
учреждений, образования, забота о ветеранах. Поддержание непрерывного диалога с общественностью через СМИ становится средством анализа рекомендаций, поступивших в организацию по результатам обсуждения «целевых аудиторий» и результатом их
осуществления, представляемым в социальном отчете. Социальный отчет аккумулирует информацию, максимально отражающую реальную картину общества и интересов его ключевых представителей. Оценка экономического потенциала КСО и ее соответствие
стандарту на этапе непрерывного диалога обеспечивается независимым аудитом менеджмента.

Обязательным условием в реализации проектов КСО является
стремление к их самоокупаемости как на микроуровне, так и в региональной инфраструктуре. Приоритетом во взаимодействии власти, бизнеса (корпораций) и общества выступает сохранение метапространства (пространства смыслов) или среды, в которой используются ресурсы, выстраиваются хозяйственные связи и отношения, реализуются интересы участников. Существование метапространства не зависит от человека. Пространство является надсистемной категорией, но человек волен осуществлять преобразование пространства
через культуру.

Отличительной чертой системной трансформации отношений в
экономике России является ее социализация (рис. 2.3), признаки которой заключаются в следующем:

— акцент в управлении организациями переориентируется на человека (человеческий капитал, интеллектуальный капитал) как главную стратегическую составляющую в развитии социально-экономических систем;

— актуализация понятий «социальная справедливость», «социальная активность», «социальное партнерство», «социальная стратегия», «социальный эксперимент», «социальные цели», «социальная ответственность»;

— глобализация корпоративной деятельности организации.

Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики - student2.ru

Социально ответственный бизнес уважает законы общества, в
котором он живет, уважает то сообщество, на территории которого
находится его структура или предприятие. Задача корпорации —
быть не просто донором в мероприятиях социальной ответственно-
сти, а активным участником и управляющим. Таким образом;

1) системная трансформация отношений в организациях пред-
ставляется процессом формирования и изменения ее внутренних и
внешних отношений в сфере социально-экономической деятельности
на основе постепенного изменения функциональных свойств органи-
заций (самопознание, саморазвитие, саморегулирование);

2) последние десятилетия XX в. в экономическом развитии ор-
ганизаций характеризуются изменением товарных форм продукта
их деятельности от единичного товара и товара-группы к товару-
активу. При этом устойчиво проявляется проблема достижения со-
ответствия ресурсного обеспечения производственной деятельности
организации, в том числе по трудовым ресурсам. Интеллектуаль-
ный потенциал превратился в источник социально-экономического
развития;

3) особенностями системной трансформации организации явля-
ются: инновационность, глобализация, стандартизация, социальное
партнерство, корпоративность, информационная насыщенность, тех-
ническая вооруженность управленческой деятельности, рост потре-
бительских компетенций;

4) наблюдаемым явлением, сопровождающим процессы разре-
шения «средовых» проблем (выходящих за рамки деятельности ор-
ганизации — экология, здравоохранение, культура, образование),
стало возникновение корпоративного взаимодействия организаций,
диверсификация и инновационность их деятельности в отношениях
социальной ответственности;

5) природа явлений социальной ответственности по результатам
анализа заключается в возникновении потребности сохранения жиз-
неспособности организаций на стратегически значимых периодах их
развития, соизмеримых для крупных организаций с периодами жиз-
ни ряда поколений людей;

6) социализация экономики как явление обусловливает форми-
рование соответствующих форм социального диалога государства,
профсоюзов и корпораций.

Наши рекомендации