В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Самое трудное, наверное, это рассказать о самих себе, причём не как об отдельном человеке, а о себе как представителе целого народа. (2) Можем ли мы на каком-либо конкретном примере ска­зать, что русские вот такие? (3) Конечно, нет! (4) Но всё же посмот­реть на себя со стороны, причём глазами человека другой культуры, будет, наверное, и интересно, и полезно.

(5) В последние годы, когда значительно возрос поток людей, приезжающих в Россию, разные организации и фирмы за рубежом стали издавать специальные «Советы» для тех, кто собирается в нашу страну. (6) И самые главные предупреждения, пожалуй, свя­заны с тем, что, по мнению иностранцев, русские - люди крайних чувств: они и очень открыты, и очень замкнуты, всегда улыбаются и часто хмурятся, чрезвычайно дружелюбны и весьма грубы.

(7) Большинство иностранцев считает, что русские мало улыба­ются: их нормальное состояние, на улице например, хмуро-сосредоточенное. (8) Что ж, это, вероятно, правда. (9) И не только потому, что долгие годы жизнь не давала нам повода для улыбок. (10) Возможно, это связано с климатическими условиями: природа у нас более хмурая, чем, например, в Испании или Калифорнии, значительно меньше солнца, тепла. (11) Вот и люди более сдержан­ные. (12) У русских есть даже поговорка: (13) «Смех без причины - признак дурачины». (14) Русский может с удивлением спросить: (15)«Ты что улыбаешься?» (16) А вот для американца это нор­мальное состояние - «кип смайлинг».

(17) Русские очень своеобразно относятся к своей истории и к своему настоящему. (18) Так уж сложилось, что для нас очень точ­ной является фраза: «Страна с непредсказуемым прошлым». (19) Мы всё время меняем оценку разных этапов своего развития, причем часто - на прямо противоположную. (20) То восхваляем, то низвергаем царей и революции, вождей и обычаи. (21) Русские очень любят ругать самих себя и свою историю, но их возмущает, когда это делают другие.

(22) Принцип «Время - деньги» русские никогда не считали сво­им. (23) «Поспешишь - людей насмешишь», (24) «Тише едешь -дальше будешь» - (25) эти правила, выработанные веками, и сейчас для многих не потеряли своей актуальности, хотя жизнь за послед­ние десятилетия очень изменилась. (26) И теперь всё чаще можно услышать: (27) «Кто не успел - тот опоздал».

(28) Да, жизнь меняется. (29) Меняемся и мы, русские. (30) Всё больше людей, особенно в больших городах, начинают жить так, как это принято на Западе. (31) Деньги становятся главной силой, умение их заработать - основным человеческим достоинством. (32) Сейчас среди богатейших людей мира немало «новых рус­ских». (33) Но в том, как эти люди тратят деньги, они отличаются от своих зарубежных собратьев по нажитому капиталу. (34) И здесь проявляется та «загадочная русская душа», которая всегда так инте­ресовала иностранцев и секрет которой до сих пор никем не рас­крыт. (35) Или всё это только миф? (36) И нет никакой загадки? (По Н. Писарчик и Ю. Прохорову)

А28. В каком предложении говорится об основной задаче, которую ставят авторы статьи? 1) 4 2) 1 3) 17 4) 22

А29. К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

1) художественный, описание 3) публицистический, рассуждение с элементами описания

2) научно-популярный, повествование 4) публицистический, повествование с элементами описания

А30. Укажите предложение, в котором есть антонимы. 1) 35 2) 8 3) 22 4) 6

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В2. Из предложения 10 выпишите прилагательное в сравнительной сте­пени.

В3. Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 28 - 36 найдите простое односоставное без­личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 7-16 найдите предложение, осложненное сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 17-27 найдите сложноподчиненное предло­жение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложе­ния.

В7. Среди предложений 22 - 36 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного союза и наречия со значе­нием времени. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пиши­те цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. Содержание статьи обусловило использование авторами _(предложения 6, 20). Эмоциональность речи достигается за счет _ (предложения 2, 35, 36). Очень точно передает автор­ское отношение к проблеме _ в предложении 18 и _ (состояние хмуро-сосредоточенное, природа хмурая, зага­дочная душа).

Список терминов:

1) развёрнутое сравнение 2) антитеза 3) метафора 4) парцелляция 5) эпифора

6) риторический вопрос 7) синтаксический параллелизм 8) оксюморон 9) эпитет

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150с.

Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Вариант № 8

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

1) черпАть 2) нефтепрОвод 3) дозировАть 4) добелА

А2. В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употре­бить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?

1) Животные в зоопарке, привыкшие к людям, крайне доверчивы.

2) Маруся была девочкой наивной, доверчивой и слабой.

3) Между учителем и учениками установились ровные, доверчивые отношения.

4) Его сестра была настолько доброй и доверчивой, что обмануть ее не стоило труда.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько блюдец 2) тонна помидоров 3) мощные катера 4) трое портних

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав новую книгу,

1) мне захотелось рассказать о ней друзьям. 2) это значительно расширяет твой кругозор.

3) меня увлекли описанные автором события. 4) я увлекся жанром фэнтези.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) В стихотворении «Дума», поразившей всех алмазной крепостью стиха, поэт снова говорит о своем поколении, чье будущее «иль пусто, иль темно».

2) Жанровые особенности, своеобразие композиции, система обра­зов - все это делает пьесу бесценным литературным памятником.

3) М.Горький с огромным уважением относился к Куприну и доби­вался его возвращения из эмиграции.

4) Газета «Новое время» опубликовала интересную статью о вы­ставке фоторабот А. Бертрана.

Наши рекомендации