Исторические условия возникновения и предпосылки кейнсианской модели
Кризис неоклассической школы был вполне закономерным явлением, поскольку исторические условия, в которых разрабатывались ее концепции, модели и рекомендации изменились, и поэтому они перестали адекватно отражать новейшие хозяйственно-экономические реалии. На смену неоклассической школе пришла кейнсианская школа. Название кейнсианской школы связано с именем Дж.М.Кейнса, выдающегося английского экономиста первой половины CC в. Его последователями считаются Дж. Хикс, Э. Хансен, Е.Домар, Р.Харрод, Ф.Модильяни, П.Самуэльсон. Разработанные ими модели стали рассматриваться как неокейнсианские.
Рассмотрим новые характеристики экономики, формировавшиеся с конца CIC века, которые к 30-м годам CC века распространились на всю экономику.
Первая черта. В конце CIC века наступает эра крупномасштабного производства. На заводах Г.Форда изобретают конвейер. Предсказанный теоретически положительный эффект масштаба становится экономической реальностью, поскольку он может проявиться только при очень больших объемах выпуска. Следствием положительного эффекта масштаба становится вытеснение конкурентов с рынка, возникновение финансовых и ценовых барьеров входа на рынки.
Для обеспечения конкурентных преимуществ крупномасштабного производства необходимы колоссальные затраты. Поэтому для реализации проектов, недоступных индивидуальному капиталу (например, строительство железных дорог и т.п.), возникают и распространяются акционерные общества. Таким образом, крупное предприятие становится типичным, системообразующим элементом национальной экономики, не исключением, а правилом экономической жизни общества. Крупным производителям на рынке благ противостоят не менее крупные торговцы, а крупным работодателям на рынке труда – сильные профсоюзы. Финансирование обслуживается крупным банковским бизнесом.
Наступает господство гигантских корпораций. Стал складываться новый механизм связей между всеми участниками хозяйственного процесса. Разовые поставки продукции заменяются плановыми с заключением долгосрочных договоров. Индивидуальные договоры между работником и предпринимателем заменяются коллективными договорами между корпорациями и профсоюзами. Заключение долгосрочных договоров поставки и коллективных трудовых договоров приводит к тому, что конкурентный механизм формирования цен деформируется и разрушается. Описывать хозяйственные процессы, опираясь на модели совершенной конкуренции на рынках благ и факторов производства, становится невозможным даже в целях упрощения, поскольку они перестают отвечать требованиям содержательности и реалистичности и, следовательно, обладать предсказательной способностью.
Вторая черта. Цена поставки продукции становится предметом торга между крупным поставщиком-монополистом и крупным покупателем-монопсонистом. Вследствие заключения долгосрочных договоров и появления институциональных препятствий для изменения цен они становятся относительно жесткими, поскольку их пересмотр сопряжен с большими издержками. В таких условиях фирмам становится целесообразным манипулировать величиной выпуска, а не изменением цен. Можно констатировать, что в механизме формирования гибких цен, с помощью которых экономика адаптировалась к любым изменениям на конкурентных рынках, в новых условиях появляются институциональные препятствия. Поэтому цены утрачивают краткосрочную гибкость. Другими словами, они приспосабливаются к изменениям конъюнктуры по Маршаллу, а не по Вальрасу. Таким образом, цена превращается из эндогенного параметра в экзогенную переменную.
Третья черта. В кейнсианской модели, описывающей экономику спроса, для достижения максимума прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, который соответствует величине спроса на рынке ее продукции, любое отклонение от этого правила ведет к снижению прибыли (или даже убыткам) и, таким образом, наказывается рыночным механизмом. При этом информацию о величине спроса потребителей фирма получает не непосредственно, как это было с ценами в неоклассической модели, а опосредованно, через изменение величины товарно-материальных запасов (ТМЗ). Проще говоря, она судит об изменении потребительского спроса по изменению запасов готовой продукции на складах фирмы.
Таким образом, правила принятия оптимальных решений в кейнсианской модели видоизменяются по сравнению с неоклассической моделью. Все хозяйствующие субъекты принимают решения, опираясь не на рыночные цены, а на количественные показатели своей деятельности. Для фирм таким количественным показателем является величина спроса потребителей их продукции. При этом в качестве критерия изменения объема спроса они используют величину изменения товарно-материальных запасов, запланированных для бесперебойной работы (прежде всего, изменение запасов непроданной готовой продукции на складах своего предприятия). Для домашних хозяйств таким количественным показателем, или ориентиром, является их реальный доход, который определяет величину их потребительского спроса и объем сбережений.
Четвертая черта. В результате анализа хозяйственной практики Дж.М.Кейнсом было подмечено, что работники в своих требованиях исходят из минимума денежной, а не реальной заработной платы. Он заключал, что нормальным случаем поведения рабочих является их требование в отношении денежной, а не реальной заработной платы. Работники обычно противятся сокращению денежной заработной платы, но они не прекращают работы всякий раз, когда поднимаются цены товаров. Любой профессиональный союз окажет сопротивление попыткам работодателей прибегнуть к уменьшению размеров денежной заработной платы. Но ни один из них и не помышляет о стачке при каждом повышении стоимости жизни. Отсюда делается вывод, что профсоюзы не создают препятствий к увеличению занятости, как им приписывает неоклассическая школа.
Итак, допущениями кейнсианской макроэкономической модели являются следующие:
1. Рынки благ и ресурсов – это рынки несовершенной конкуренции.
2. Цены благ, а также факторов производства являются экзогенными параметрами: они недостаточно гибки для адаптации экономики к изменениям рыночной конъюнктуры.
3. Ведущей конъюнктурообразующей силой экономики является совокупный спрос, а не совокупное предложение.
4. Наемные работники на рынке труда подвержены денежным иллюзиям. Они активно реагируют на изменение номинальной заработной платы (особенно в сторону понижения), игнорируя изменения ее реальной величины вследствие изменения общего уровня цен в экономике.
В целях упрощения обычно кейнсианская модель рассматривается в закрытой экономике без государственного вмешательства. При этом в модели кругооборота выделяют: реальный сектор экономики, в котором циркулируют потоки ресурсов, товаров и услуг, и денежный сектор (поток «доходы-расходы»).
В ходе анализа по-прежнему предполагается, что все ресурсы принадлежат домохозяйствам, которые сдают их в аренду фирмам, Фирмы продают произведенные с помощью ресурсов товары и услуги домохозяйствам. Часть дохода, не потраченную на покупку благ, домохозяйства сберегают и отдают взаймы фирмам, которые превращают сбережения в инвестиции, выплачивая домашним хозяйствам процентный доход.
Существенным отличием по сравнению с логикой неоклассической модели является то, что анализ реального сектора экономики начинается не с совокупного предложения, а с совокупного спроса, поскольку именно он является движущей силой в экономике.