Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли

Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства после Второй мировой войны получали развитие нетарифные барьеры. В конце 1940-х - начале 1950-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации международной торговли, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.

Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств – около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий – около 10%, машин и оборудования - 7%.

Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы:

• внешнеторговые меры;

• административные формальности;

• меры экономического стимулирования экспорта. Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение

импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер), включают:

а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных то­варов требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);

б) квотирование — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукта, разрешенного к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли - student2.ru

рис. 8.1

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис. 8.1, где Sd — внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Р. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет D0 - S0. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, общее предложение зерна на внутреннем рынке

с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением, в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d + e). Отечественным производителям введение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты воз растают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем — к развитию коррупции;

в) антидемпинговые пошлины направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены ст. 6 ГАТТ.

Демпинг — это ситуация, когда продажа товара за рубеж осуществляется по цене более низкой, чем на внутреннем рынке. Худший вариант его — продажа товаров по цене ниже себестоимости. Например, в 1993 г. США ввели антидемпинговую пошлину в размере 80% на российские изделия из титана, в 1994 г. в США была установлена антидемпинговая пошлина в размере 163% на продукцию, поставляемую Запорожским и Никольским ферросплавными заводами. В ЕС 1% всех экспортируемых в эти страны российских товаров облагается антидемпинговыми пошлинами: например, в 1996 г. были введены антидемпинговые пошлины на российские бесшовные трубы (32,9%), трансформаторный лист (40,1%), ферросилиций (74%) и т.д.;

г) компенсационные пошлины, направленные против экспортных субсидий. Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а также как не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы). Все субсидии делятся на: запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными), дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные. Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер;

д) специальные пошлины, или временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Специальные пошлины устанавливаются на срок, не превышающий четыре года. Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер;

е) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) — это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.

Административные формальности включают:

а) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров, различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.

Так, в Российской Федерации с 1993 г. были введены НДС в размере 20%, который в настоящее время снижен до 1,8% (для сравнения: в Канаде НДС составляет 7%, в Аргентине - 16%) и акцизы, ставки по которым на различные товары колеблются от 10 до 250% (например, спирт этиловый - 250%). В Аргентине существует так называемый фрахтовый сбор в размере 0,5% (для развития Национального флота Аргентины). В Дании взимается сбор на охрану окружающей среды с посуды одноразового пользования в размере 50%. Во многих странах взимается сбор на развитие торговли;

б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы:

1) стандарты, в том числе стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего), стандарты промышленные (только в США действует более 20 000 промышленных стандартов, примерно такое же число промышленных стандартов действует в Западной Европе) и стандарты фармацевтические;

2) требования к маркировке и упаковке. Так, в 1993 г. в ЕС вступила в действие Директива, согласно которой изготовитель должен информировать покупателя о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетках;

3) требования к товаросопроводительным документам. При ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных;

4) система измерений. Большинство технических барьеров (60%) приходится на промышленные товары, в том числе 19% — на машины и оборудование, 10 - на химические товары, 5 — на средства транспорта, и 13% - на пищевые товары.

В 1979 г. появилось первое многостороннее соглашение по техническим барьерам в торговле, а в 1993 г. — второе, вошедшее в рамки ВТО, а также Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер;

в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.

Еще одной формой внешнеторговой политики являются международные картели — монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных условий для членов картеля.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют свой уровень защиты по отношению к третьим странам.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну иЛи вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Меры экономического стимулирования экспорта проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают:

а) государственное субсидирование. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.);

б) льготное кредитование. Применяют прежде всего при поставках значительных по стоимости товаров. Охватывает 12—20% всего объема экспорта развитых стран;

в) страхование. Играет важную роль в современной международной торговле. Правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.

Наши рекомендации