Культура России и СССР 20-30-х гг. XX века
В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили главным образом представители дореволюционной интеллигенции. Вклад в науку внесли естествоиспытатели В.И. Вернадский, Н.И. Вави-лов, А.Л. Чижевский, А.А. Фридман, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, экономисты А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, историк С.Ф. Платонов; в искусство — художники В.В. Кандинский, К.С. Малевич, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин, писатели А.М. Горький, Е. Замятин, Б. Пильняк, А. Платонов и др. Перечисление этих имен одной строкой не означает, что их судьба сложилась одинаково.
В 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело место сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролеткульт, объединения авангардистов, футуристов, «Серапионовых братьев», имажинистов, конструктивистов, «Левого фронта». Наличие плюрализма в культурной жизни страны следует считать достижением этого времени.
Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формированию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутствия у Советского государства достаточных материальных средств коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло.
Быт крестьянства в 20-е гг. изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского населения. Крестьянство в основной своей массе стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объе-динялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство очень волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с религией оно связывало свое существование.
Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, были изъяты церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Государство проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.
В результате такой политики в православной церкви произошел раскол, группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь активно начала сотрудничать с Советской властью. Государство поощряло появление новых явлений в жизни церкви, направляя репрессии против сторонников сохранения старых порядков в церкви
Революция и гражданская война нанесли огромный ущерб культуре — погибли или эмигрировали тысячи деятелей культуры и просто образованных людей. Общий культурный уровень понизился. И все же большевики взяли курс на ликвидацию безграмотности (ликбез) в народе. В университеты одно время принимали без экзаменов. Началось экспериментаторство в школе. Но в 30-х гг. в школу вернулась строгая дисциплина.Увеличились затраты на образование.
Литература. Тема гражданской войны (весьма объективно) звучала у Д. Фурманова («Чапаев»), А. А. Фадеева («Разгром»), Б. А. Лавренева («Сорок первый»). Сатира — Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, М. М. Зощенко. В поэзии — В. В. Маяковский, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова. Детская литература — К. Чуковский, Д. Хармс, С. Маршак. С постановления ЦК РКП(б) о политике партии в области литературы (1925) начинается наступление на свободу творчества и насаждение «соцреализма» —угодного партии видения жизни. Шедеврами же были произведения вне рамок соцреализма («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Котлован» А. П. Платонова, «Реквием» А. А. Ахматовой). О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель, Н. А. Клюев и др. пали жертвами террора.
Музыка. Чертой времени стали песни И. О. Дунаевского к многочисленным фильмам. Выдающимися композиторами современности были признаны Д. Д. Шостакович, С. А. Прокофьев.
Кинематограф. Лучшим фильмом 20-х гг. стал «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна. В 30-е гг. начался расцвет комедии («Весёлые ребята» и «Волга-Волга» Г. В. Александрова). Огромной популярностью пользовался фильм «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых.
Наука. Создаются филиалы Академии наук и сети НИИ. Достигнуты успехи в генетике (Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко), физике (Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын), медицине (В. М. Бехтерев). В годы репрессий погибли биологи Вавилов, Карпеченко, философы П. А. Флоренский, Г. Г. Шлет, экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и т.д.