Международные морские перевозки
Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Но это обстоятельство не свидетельствует о том, что республика не осуществляет морских перевозок. Морские перевозки осуществляются через порты соседних государств — России и Украины. Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций в области морского судоходства. Разработан Морской кодекс и Положение о национальном удостоверении личности моряка.
В процессе осуществления международного мореплавания возникают сложные правовые вопросы. Это объясняется как разнообразием самих отношений в этой области, так и различным характером источников правового регулирования: это — международные конвенции; национальное законодательство и морские обычаи.
Транспортные конвенции регламентируют три сферы морских перевозок: развитие торгового судоходства, безопасность мореплавания и имущественная ответственность морского перевозчика (судовладельца) за причиненный ущерб.
Одной из важнейших конвенций в области морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:
• Брюссельская конвенция «Об унификации некоторых правил о коносаменте 1924г. (Брюссельская конвенция 1924 г.).
• Брюссельский протокол от 23 февраля 1968г., который внес изменения в Брюссельскую конвенцию 1924г.(Брюссельский протокол 1968 г.).
• Конвенция «О линейных конференциях» 1974 г.
• Конвенция ООН «О морской перевозке грузов» 1978 г.(Гамбургские правила).
Основные условия морских пассажирских перевозок регулируются следующими транспортными конвенциями:
• Международная конвенция «Об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем»1981 г. (Конвенция 1981 г.);
• Международная конвенция «Об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа и пассажиров» 1967 г.
(Конвенция 1967 г.);
• Афинская конвенция «О перевозках морем пассажиров и их багажа» 1974 г. (Афинская конвенция 1974 г.).
Ввиду того, что между государствами нет единства в отношении применения всех вышеперечисленных Конвенций, они действуют не исключая друг друга.
Многие вопросы международных морских перевозок, наряду с международными конвенциями, регулируются также внутренним законодательством государств. К такому законодательству, прежде всего, следует отнести морские и торговые кодексы. В Республике Беларусь принят и действует Кодекс торгового мореплавания.
Международной морской перевозкой называется перевозка, осуществляемая морскими судами, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Морской транспорт государств, имеющих морской флот, эксплуатируется в двух формах:
• нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором морское судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;
• регулярное (линейное) судоходство, при котором движение морских судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию.
Как правило, грузы доставляются при помощи регулярного судоходства. Такие перевозки в основном осуществляют объединения судовладельческих компаний, получившие название линейных конвенций. Линейные конвенции создаются на важнейших морских путях, где имеются стабильные грузопотоки.
Организация международных морских перевозок требует обслуживания морских судов в портах иностранных государств. По общему правилу это обслуживание выполняется агентами судовладельца и именуется агентированием судов, которое включает обеспечение морского корабля причалом, надлежащее выполнение погрузо-разгрузочных работ, снабжение морского корабля топливом и водой, оформление документации, выполнение таможенных и иных формальностей. Морские перевозки могут осуществляться по чартеру или по коносаменту.
В линейном судоходстве получив грузы и приняв их в свое ведение, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю транспортный документ, называемый коносаментом.
Этот документ выполняет три функции: служит распиской в принятии груза к перевозке; является товарораспорядительным документом; опосредует заключение договора перевозки.
Коносамент выдается перевозчиком на основании погрузочного поручения отправителя и должен содержать:
• основные марки, необходимые для идентификации груза;
• число мест или предметов либо количество или вес, в зависимости от обстоятельств и в соответствии с тем, как они письменно указаны отправителем;
• внешний вид и видимое состояние груза.
• Трамповые перевозки, юридической формой которых выступает чартер, регулируются внутригосударственным законодательством. Договор морской перевозки в трамповом судоходстве имеет форму чартера. В большинстве случаев этот договор заключается с помощью посредника — агента или фрахтового брокера и содержит ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты.
Договор морской перевозки по форме чартера может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Сторонами такого договора признаются фрахтователь (отправитель) и фрахтовщик (перевозчик).
Фрахт представляет собой плату перевозчику за доставку груза в порт назначения.
В международной практике морского судоходохоства принято различать следующие основные виды чартера: рейсовый; тайм-чартер; димайз-чартер; бербоут-чартер и другие.
В национальном праве многих стран рейсовый чартер понимается как договор морской перевозки груза с условием предоставления под груз всего судна или его определенных помещений на один или несколько рейсов.
Тайм-чартер — это договор, согласно которому одна сторона, судовладелец, обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне, фрахтователю, на определенный срок судно для обусловленных договором целей. Цели могут быть различными - для перевозки грузов или пассажиров, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, научных и культурных целей и т.д.
По димайз-чартеру владение судном и контроль над ним переходят к фрахтователю. Он с точки зрения всех практических целей рассматривается как владелец судна в течение срока действия чартера. Капитан и судовой экипаж становятся служащими фрахтователя, который несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна.
Бербоут-чартер — это договор аренды судна без экипажа. Арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.