Основы правового положения государственного служащего
Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина. Ограничения служащего в правах могут устанавливаться только Законом Республики Беларусь в связи с обеспечением надлежащего выполнения им своих служебных полномочий.
Правовое положение государственного служащего характеризуется наличием прав, обязанностей, поощрений, гарантий и ответственности.
Разумеется, речь идет об общих основах правового положения государственных служащих. Должностные (служебные) права и обязанности разнообразны. Они определяются конкретной должностью, которую занимает государственный служащий.
Права и обязанности государственного служащего определяются в пределах компетенции органов, в которых они состоят на службе; осуществление прав и обязанностей гарантируется законодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы.
По законодательству Республики Беларусь служащие государственного аппарата имеют право:
· требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий и создания надлежащих условий для их исполнения;
· запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей;
· претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей;
· защищать свои права и законные интересы в соответствующих государственных органах или суде;
· объединяться в профессиональные союзы;
· на отставку в установленном законодательством порядке.
На государственного служащего возлагаются следующие обязанности:
· выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь;
· выполнять действующие законы и иные подзаконные акты;
· выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
· хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате;
· сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;
· поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей;
· соблюдать нормы служебной этики и др.
В правовой статус государственного служащего органически входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи со службой в государственном аппарате, вызванные интересами службы.
Так, служащие государственного аппарата не имеют права участвовать в забастовках, выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др.
Для государственных служащих предусмотрены определенные социальные гарантии, поощрения, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения (например, военнослужащие, работники милиции, судьи, прокуроры за административные проступки несут дисциплинарную ответственность).
Таким образом, в целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:
1. общегражданскими правами и обязанностями;
2. обязанностями и правами по занимаемой должности.
Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.