Национальный человеческий капитал

ТРУД, ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА

Все мы, граждане России, хотим, чтобы она оставалась великой, могучей, уважаемой державой. Но в основе экономической мощи и конкурентоспособности страны лежит труд десятков миллионов людей. Если ученые и конструкторы создадут лучшие в мире модели техники и образцы новой продукции, если предприниматели и менеджеры наладят эффективное производство и сбыт, если мастера и рабочие будут строго соблюдать технологическую дисциплину и не допускать малейшего брака, если политики и дипломаты позаботятся о благоприятном политическом климате для отечественных предприятий на мировых рынках, то Россия восстановит былое величие и экономическое могущество.

Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность

Страны

Сравним общественную производительность труда и капитала страны по производству ВВП (в долл./год) на душу населения. В 1994 г. Россия произвела ВВП почти в 5 раз меньше США, в 4 раза - Японии, в 3,5 раза - Германии, Франции, Англии. С 1994 года уровень производства в России снизился еще на 25-30 %, отбросив нас в группу слаборазвитых стран. Значит надо искать пути и средства ускоренного повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В начале 80-х годов в ситуацию отставания в конкуренции с Японией попали США. Сравнительный анализ преимуществ Японии позволил выделить и мобилизировать внутренние возможности США для сохранения лидерства. Американские аналитики пришли к выводу, что мировой экономике XXI века будут присущи следующие черты:

1. Глобальность производства на «кочующих» заводах, расположенных в странах с выгодным деловым климатом.

2. Быстрое распространение новых технологий, копирование и улучшение которых перестает быть монополией развитых стран.

3. Конкурентные преимущества страны определяются не природными ресурсами, а качеством национального человеческого капитала. Предпринимательский потенциал, накопление финансовой власти, гибкость и эффективность управления всецело зависят от людей, уровня их образования и опыта.

4. Во всех отраслях хозяйства еще более важными становятся качество и сервис, особенно в сфере услуг и информатики[16].

Как признали авторы аналитического доклада в США, «человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство»1.

Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг, почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия огромных выгод в экономической конкуренции с США и странами Западной Европы.

Сравним некоторые показатели развития национального человеческого капитала по странам мира.

1. Стремление трудиться, зарабатывать или занятость населения по отношению экономически активного населения к численности населения (1994 г.): Россия - 45,3 % (67 млн. занятых из 148,1 млн. чел.); США - 45,6 % (119 млн. из 260,7 млн. чел), Япония -51,6 % (64,5 млн. из 125 млн. чел.).

2. Уровень образования занятого населения.

Занятое население по уровню образования (1995 г.)

  Россия   США Япония
Высшее профессиональное образование   18,5%   33%   31%

3. Численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, в России сократилась с 1992-го до 1998 г. с 984,7 тыс. до 640,7 тыс. человек... В расходах на науку в России преобладает заработная плата: 67,1 % - в академической, 45 % - в отраслевой. Доля средств, направляемых на приобретение научного оборудования, снизилась с 20 % в 1990 г. до 1,2 % - в 1995 году. Общие расходы на науку на человека в год составили: в России - 40,4 долл.; Японии - 600,4 долл.; США – 659 долл.

4. По данным ежегодного доклада программы развития ООН в 1994 г. среди 173 стран, для которых был рассчитан «индекс человеческого развития», Россия занимала 37-е место (1чр=862), в основном за счет сохраняющегося высокого образования. Для сравнения данный индекс для Японии равен 983, для США, Канады, Швейцарии, Швеции - 976[17]. Россия отстала по этому сводному показателю от Южной Кореи, Чехии, Эстонии.

Еще ниже показатели конкурентоспособности. По производству ВНП на душу населения Россия находилась в 1994 г. на 58-м месте (после Маврикия), по уровню производительности труда - на 70-м месте (после Болгарии). Повернуть развитие к улучшению можно только через мобилизацию человеческого потенциала, через резкое увеличение инвестиций в человеческий капитал, повышение качества общего и профессионального образования.

Одним из первых в экономической науке обосновал вклад образования в повышение эффективности национальной экономики, американский экономист, лауреат Нобелевской премии Т. Шульц его расчету рост национального дохода страны прямо зависит от вложений в развитие человеческого капитала.

Gv=k´fK+GLSL

где Gv- темпы роста национального дохода;

K - коэффициент капиталоемкости;

fК - предельная производительность капитала;

GL- темпы прироста рабочей силы;

SL- доля труда в национальном доходе;

Если капиталоемкость дифференцировать на вложения в вещественный и человеческий капитал, то уравнение принимает следующий вид:

GV=(I/v) ´rm+(In/v) ´rn+GLSL,

где Im - инвестиции в вещественный капитал;

In - инвестиции в человеческий капитал;

V - национальный доход;

rm - норма эффективности вещественного капитала;

rn – норма эффективности человеческого капитала.

Россия инвестирует в человеческий капитал на порядок меньше средств, чем развитые страны (табл. 23.1). При такой инвестиционной политике подрывается главный ресурс и определяющий фактор экономического развития - качество труда и человеческого капитала.

Таблица 23.1

Инвестиции в человеческий капитал

Наши рекомендации