Состояние исследуемой проблемы
Всю работу по организации хозяйственных связей организации с поставщикам и потребителями выполняет старший продавец ООО «Тракзапчасть».
Таким образом, детальное изучение потребностей потребителей является основой и исходным пунктом эффективной торговой деятельности для ООО «Тракзапчасть». Следующим шагом является нахождение источников приобретения товаров для удовлетворения существующих потребностей. При этом следует стремиться к установлению постоянных связей.
ООО «Тракзапчасть» сам выбирает себе поставщиков в зависимости от цен предлагаемых товаров, ассортимента, известности фирмы, скорости доставки, условий оплаты, надежности работы и устойчивости поставщика.
Определяющую роль в выборе поставщика играет цена и надежность поставщика. На втором месте ассортимент и условия оплаты. На последнем месте стоит скорость доставки и известность фирмы-поставщика.
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, и, в конечном счете, - прибыль и репутация фирмы перед клиентами.
Как нами было отмечено предприятие работает с 54 поставщиками г.Уфы и Республики Башкортостан.
В целом ассортимент ООО «Тракзапчасть» соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров. В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, недостаточная площадь для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику.
Информация необходимая для осуществления закупок в ООО «Тракзапчасть», получается прямо, непосредственно на рынке закупок. Первичными источниками информации для ООО «Тракзапчасть» являются: письменная информация, телефонные запросы или личные переговоры с поставщиками и покупателями; отчеты о командировках закупщиков и сбытовиков, а также самостоятельных посредников по сбыту.
Вторичными источниками информации для ООО “Тракзапчасть” являются: адресные книги; отраслевые справочники; путеводители по закупкам; каталоги и проспекты по продажам; отчеты о деятельности фирм; ежедневные экономические газеты.
После того как старший продавец ООО «Тракзапчасть составит обзор возможных источников закупок, выбираются те, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям предприятия. Если товары, которые необходимо закупить, прежде уже однажды закупались, то источники закупок известны. Поэтому необходимая информация может быть получена на предприятии.
Следующий этап - использование (аквизиция) источников закупок/ инструментов маркетинга закупок.
Инструментом маркетинга закупок для ООО «Тракзапчасть является, большие объемы закупок. Это достигается путем концентрированного размещения заявок у немногих производителей.
При повышении объемов закупок необходимо стремиться к развитию таких сделок, как получение товаров розничной торговлей по указанию оптовой торговли (транзитом). При такой закупке товары заказываются оптовой торговлей, поставка осуществляется непосредственно розничной торговле. Оформление счетов-фактур происходит через оптовую торговлю.
Эта форма имеет то преимущество, что в результате объединения предприятий розничной торговли для закупок улучшаются условия закупки, а путь следования товаров при прямой поставке упрощается.
Когда достигнуто принципиальное соглашение между производителем и потребителем по поводу сотрудничества, следует наиболее жесткий и наиболее трудный момент в маркетинге закупок ООО «Тракзапчасть: переговоры по поводу условий договора.
Здесь обговариваются конкретные условия и способы платежа, на основе которых будут осуществляться поставки.
При обсуждении условий договора имеет большое значение способ и сроки оплаты товара. Здесь обе стороны имеют свои интересы. Продавцу выгоднее предоплата за поставляемый товар, так как это гарантирует поступление денег. Покупатель же стремится взять товар с отсрочкой платежа или на реализацию (консигнацию). В этом случае деньги уплачиваются продавцу по мере реализации товара, следовательно, нет необходимости в оборотных средствах, собственность на товар не переходит и не платится налог на имущество, товар можно вернуть.
В зависимости от способа оплаты цена на товар может колебаться. В ней учитывается риск неплатежей, срок использования кредита (товарного или денежного) и пр. Поэтому для торгового предприятия иногда бывает выгоднее взять товар по предоплате, но дешевле, чем на консигнацию, но дороже. При постоянных закупках риск неуплаты снижается, появляется вероятность сбыта регулярно определенного количества, что может оказать содействие уменьшению цены. Однако следует следить за ценами поставщиков на рынке. Привязанность к одному поставщику может стоить дорого.
Следующий этап - размещение заказов. Размещение заказов в ООО «Тракзапчасть» завершает процесс закупок. После предварительного определения условий речь идет о формальном акте конкретного заказа товара.
При уже имеющихся отношениях по поставкам особенно важно, чтобы имелись простые, быстрые методы, позволяющие без осложнений осуществлять сделки, например, факс или телефон.
Завершающий этап закупок в ООО «Тракзапчасть» - контроль за поступлением товаров. После размещения заказа происходит поставка товаров предприятию оптовой торговли. При этом контроль за поступлением товаров должен гарантировать своевременное осуществление поставок товара заказанного вида, в нужном количестве и соответствующего качества.
Очень важно контролировать задолженность получателей и задолженность перед поставщиками для оптимального управления денежными средствами. ООО «Тракзапчасть» работает с поставщиками по договорам купли-продажи, консигнации и комиссии. В случае договора купли-продажи задолженность перед поставщиком возникает в момент указанный в договоре. Это может быть и предоплата, и оплата по факту, и оплата в рассрочку. В случае договора консигнации или реализации товар не переходит в собственность покупателя и задолженность перед поставщиком возникает по мере реализации товара.
Так как склад фирмы небольшой, то зоны погрузки и разгрузки здесь объединены и операции по их выполнению производятся вручную.
Таким образом, во второй главе был проведен анализ обеспеченности товарными ресурсами ООО «Тракзапчасть».
Темп роста объема продаж ООО «Тракзапчасть» увеличился. Если в 2007 году он составлял 159,15% по отношению к 2006 году, то в 2008 году темп роста в сопоставимых ценах составил уже 144,98%.
Можно сделать вывод, что повышению темпов роста и увеличению объемов реализации способствует высокий потребительский спрос на различные виды товаров.
Коэффициент обеспеченности ООО «Тракзапчасть» товарными ресурсами имеет тенденцию к улучшению в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Об этом свидетельствует рост коэффициента обеспеченности предприятия товарными ресурсами на 0,01 пункт.
Периодическое снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции ООО «Тракзапчасть» (в 2013 г. данный показатель равен 25,79%, в то время как в 2011 этот показатель составляет 31,64%, а в 2013 – 32,90%) может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др. Эффективность использования товарных ресурсов в ООО «Тракзапчасть» улучшилась. Число оборотов увеличилось с 72 раз в год до 82 раз.
В целом, ООО «Тракзапчасть» работает приблизительно с пятидесятью четырьмя поставщиками. Часть из них поставляет только продукцию своей фирмы (Пепси, Балтика и т.д.), а другие работают с различным ассортиментом товара.
Главными конкурентными преимуществами ООО «Тракзапчасть» являются создание сети магазинов, которое будут предоставлять широкий ассортимент продукции, и дополнительных услуг, осуществлять индивидуальный подход к потребностям каждого клиента.
3. Пути нормализации товарных запасов ООО «Тракзапчасть»