Г. Формы монополистических союзов
ФОРМЫ СОЮЗОВ | ГЛАВНЫЕ ПУНКТЫ СОГЛАШЕНИЙ | САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ |
Картель | 1.Разделение рынков 2. О квотах продаж 3. Об уровне цен | И производственная, И коммерческая |
Синдикат | 1.О торговых квотах и ценах 2.О совместном сбыте продукции и закупках сырья | Только производственная |
Трест | Полное объединение предприятий | Теряют всякую самостоятельность |
Картелью называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Counties) - организация стран-экспортеров нефти.
Синдикат- это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.
Трестпредставляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства (пай) в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.
Концерн- объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов. Поэтому государства пытаются вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное законодательство, образуют специальные антимонопольные комитеты, задача которых - анализ рыночной ситуации, поддерживание конкуренции в ее цивилизованных формах. Экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция»,подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия(греч. oligos - немногий, poleo - продаю) – это такой рынок, на котором господствует несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в СШАолигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия - это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно заключение соглашения между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.
Д. Инфраструктура рынка.
Последнее из основных условий нормального функционирования рыночной системы - существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов. Такую систему называют инфраструктурой рыночного хозяйства. Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры выступает способность улавливать сигналы, идущие от потребителей, и их спроса иадекватно на них реагировать. Она фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей. Получая выпущенную продукцию, инфраструктура организует заключение контрактов на поставку, продвигает товарные потоки по отраслям и регионам, регулирует сбыт и обслуживание потребителей.
Классическая рыночная инфраструктура включает в себя товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Первые биржи возникли в XVI веке как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций (Антверпен, 1531 год; Лондон, 1566 год). В России первые государственные биржи появились в петровские времена (Санкт-Петербург, 1703 год).
Сегодняшние биржи представляют собой государственные или акционерные организации, предоставляющие помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. На биржефункционируютбиржевые посредники.
Маклер - это лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет.
Брокер –посредник при заключении сделок, специализирующийся на определенных видах товаров и услуг.