Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.

В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 мар­та 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейца­рия входит в ЕАСТ.

Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Пор­тугалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.

Местонахождение,— Женева (Швейцария).

Основными целями ЕАСТ являются:

содействие постоянному росту экономической активности, обес­печению полной занятости, повышению производительности, раци­ональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, произво­димым на территории зоны свободной торговли;

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет следующую структуру:

Совет ЕАСТ;

комитеты;

секретариат.

Совет, состоящий из представителей государств-членов, управ­ляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуж­дения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консульта­тивный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламен­тариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отде­лов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.

В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западно­европейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.

Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:

постепенно ликвидировать между странами-участницами тамо­женные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;

запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.

Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установ­ление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стои­мость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусмат­ривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.

Большинство стран — участниц ЕАСТ во главе с Великобритани­ей рассматривали Ассоциацию как временную организацию, кото­рая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Да­ния, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норве­гия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интере­сов остальных стран — участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количест­венные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.

Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ос­лабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являю­щимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финлян­дия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промыш­ленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, кото­рые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в со­став которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.

После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства — члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Централь­ной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румы­нией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписа­ны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством .стимулирования торговых связей.

Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие нацио­нальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торго­вый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.

Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой орга­низации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожида­ния» для стран, желающих вступить в ЕС.

Наши рекомендации