Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
Основания, виды и объем ответственности предпринимателей за нарушение в сфере ценообразования определены Законом о ценообразовании, Указом № 285, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением цен» (далее - Постановление № 209).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о ценообразовании основаниями ответственности предпринимателей являются:
- нарушение установленных соответствующими государствен
ными органами уровней регулируемых цен, завышение или зани
жение цен, в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а
также установленного порядка их определения;
1 Национальный рсссмр правовых актов Республики Ьс |арусь. - 1999. -№ 14. 256
- применение свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное регулирование;
- нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров при определении цен;
- нарушение установленного порядка декларирования и применения цен.
К предпринимателям, допустившим перечисленные нарушения, применяются одновременно такие административные взыскания, как:
- взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен, ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием;
- штраф в размере взысканной выручки. То же нарушение, совершенное в течение года после применения указанной санкции, влечет наложение такого штрафа в двойном размере.
Указ № 285 предусматривает аналогичные меры ответственности предпринимателей с конкретизацией размера за:
- превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары при их реализации без регистрации цен в установленном порядке;
- реализацию товаров с нарушением установленного порядка регистрации цен, а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен;
нарушение установленного порядка формирования и применения цен;
- отсутствие экономических расчетов при определении уров
ня отпускных цен на реализуемые товары.
При совершении первых двух правонарушений субъектом эко-номической ответственности выступает организация и индивидуальный предприниматель Совершение двух остальных правонарушений влечет применение административной ответственности к должностному лицу (руководителю коммерческой организации) и индивидуальному предпринимателю. Кроме того, подп. 1.8 данного Указа предусматривает, что совершение предпринимателем первых двух правонарушений повторно в течение года после привлечения к экономической ответственности является основанием для принятия решения о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального пред-
принимателя) регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством. Однако подп. 41.2 Положения о регистрации относит принятие решения о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности в случае осуществления им этой деятельности с неоднократными нарушениями законодательства к компетенции хозяйственного суда. Учитывая, что Положение о регистрации утверждено Декретом, имеющим более высокую юридическую силу по отношению к Указу, применению подлежит п. 42 Положения о регистрации.
Следует также отметить, что в соответствии с Постановлением № 209 отсутствие экономических расчетов подтверждающих уровень применяемых цен, рассматривается как нарушение дисциплины цен и к предпринимателям органами контроля за соблюдением дисциплины цен применяются в установленном порядке штрафные санкции в размере до 20 процентов от стоимости реализованной товаров. Указ № 285 за аналогичное нарушение предусматривает штраф в размере до 30 процентов реализованных товаров Исходя из соотношения указанных нормативных правовых актов по юридической силе применению подлежит размер штрафных санкций, предусмотренный Указом № 285.
После вступления в силу КоАП от 21 апреля 2003 г. размер административной ответственности за:
- нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) должностными и иными физическими лицами, ответственными за соблюдение указанного порядка;
- отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в Республике Беларусь, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме "выпуск товаров для свободного обращения", ввозимые из Российской Федерации;
- непредоставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, будет определяться ст. 12.4 указанного кодекса, а за:
- превышение установленных предельных индексов отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
- реализацию товаров (работ, услуг) с нарушением установ-
ленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов);
- отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги) - ст. 12.6 КоАП от 21 апреля 2003 г..